"ГОРШКОВ" ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ |
|
|
"ГОРШКОВ" ВСЕГДА НЕ ХВАТАЕТ
ИСТОРИЯ МОТОЦИКЛЕТНЫХ "МУЛЬТИ"
фото из архива редакции
Все началось с того, что американский паренек Гленн Кёртисс стал работать велокурьером в компании Western Union. Как любой нормальный пацан, Гленн старался не тратить сил попусту и приспособил к своему велосипеду моторчик. Охи, ахи, "и мне сделай так же"... Короче, на дворе 1902 год, Кёртиссу всего 24, а он уже владелец маленькой, но процветающей мотоциклетной компании.
И тут-то его и настигла онаѕ Да нет, не старуха c косой - всепоглощающая жажда скорости. В 1907 году Гленн вывел на песчаный пляж Ормонд-Бич мотоцикл с V-образной "двойкой". 122 км/ч! Так-так, удвоение числа цилиндров сработало. А что, если установить сразу восемь?
Работа закипела, и вскоре аппарат выкатился на песочек океанского побережья. Кёртисс установил на картере восемь отдельных цилиндров в два ряда, под углом 90 градусов друг к другу. Четыре литра! 40 л.с.! И совершенно невообразимая по тем временам скорость - 220 км/ч! Представьте, тогда, в начале прошлого века, так быстро даже самолеты не летали - что уж говорить об автомобилях. Жаль, что рекордов скорости не регистрировали, так что официально отметка "220" была преодолена лишь в 1930 году.
Вскоре после того эпохального заезда Кёртисс возжаждал большего - и переключился на самолеты. Его наследство - один из крупнейших нынче производителей авиамоторов Curtiss-Wright. А идея мотоциклетных "восьмерок" заглохла, и надолго. Да что там "восемь"! Чтобы пересчитать все дорожные "четверки", выпущенные до 1970 года, хватит пальцев двух рук.
А вновь "поженил" мотоциклы и V8... автомобильный гений Генри Форд. В 1932 году его компания выпустила на рынок первый в мире 8-цилиндровый автомобиль "для масс". Двигатель блистал невиданной ранее конструкцией: верхняя часть картера отливалась заодно с блоками цилиндров (у предшественников такой узел состоял из нескольких деталей). Компактный агрегат оценил и кое-кто из мотоциклистов, правда, не сразу: сначала на свалках (ах, эти американские автомобильные свалки - мечта всякого мальчишки в возрасте от 9 до 90 лет) должны были появиться разбитые Ford'ы с неповрежденными моторами. И знаете, что самое интересное? Генри и его потомки наклепали столько миллионов моторов Flathead ("Плоская голова" - намек на примитивную форму головки нижнеклапанника), что мотоциклы с фордовским двигателем строят до сих пор. Особо ценится у американских кулибиных не стандартная 3,5-литровая версия, а "маленькая", рабочим объемом "всего" 2200 смз.
Мотоциклы с автомобильными V8 - отдельная тема, и о них чуть позже. Пока же обратимся к самому знаменитому 8-цилиндровому аппарату, а вот его-то силовой агрегат был создан специально, именно для того, чтобы мотоцикл стал знаменитым, точнее, для побед в состязаниях самого высокого ранга. В 50-х годах Джулио Каркано, главный конструктор итальянской компании Moto Guzzi, решил противопоставить 4-цилиндровым 500-кубовым Gilera и MV Agusta козырь убийственный - 8-цилиндровый мотор. Дебют машины прошел в итальянских традициях: не спеша и "по чуть-чуть". В 1955 году ее впервые показали публике, в следующем сезоне она проехалась в двух гонках, в 1957-м выступления проходили чащеѕ И вдруг руководители компании отказались от спортивной программы. Сбили 8-цилиндровую птицу, можно сказать, влет! А то бы она показала! Представляете, эта "восьмерка" развивала 80 л.с. при 14 000 об/мин - на десяток сил больше, чем лучшие "четверки" той поры. А что доводка затянулась - так виною тому исключительная сложность конструкции. Чего стоило настроить все восемь карбюраторов!
Следующую "восьмерку" пришлось ждать почти сорок лет. Итальянский промышленник Джанкарло Морбиделли всю жизнь занимался производством деревообрабатывающих станков, а заработанные на этом деньги вкладывал в разработку мотоциклов. Созданные на его средства гоночные машины выиграли в 70-е годы несколько чемпионатов мира по "кольцу" в классах 125 и 250 смз. А в 1994-м миру предстал совершенно неожиданный мотоцикл Morbidelli с продольным 8-цилиндровым 750-кубовым двигателем. Джанкарло не обещал доступных цен, зато заманивал невиданным доселе сервисом: дескать, каждый экземпляр будет продаваться упакованным в специальный контейнер, в котором счастливый обладатель может раз в год отправлять машину на фабрику для бесплатного обслуживания. Увы, как работает эта система, мир не узнал: Морбиделли построил всего четыре экземпляра, они разошлись по коллекциям.
|
|