ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Горными тропами саамов


«Потому что сюда не приходит весна —
На затылок Хибин, на плато Расвумчорр».
Ю. Визбор

Хибины и окрестности

Совсем не русские названия — Хибины, Имандра, Кукисвумчорр — это все наше российское заполярье. И если зимой тут снег да камень, с редкими карликовыми деревцами, то коротким северным летом здесь настоящее буйство красок. Разноцветные мхи, невиданные цветы, яркие ягоды морошки, черники, клюквы, вороники. И даже камни оказываются зелеными, красными, синими... Ну а добавив сюда незаходящее за горизонт солнце и уже малочисленных комаров в августе, получаем очень привлекательное место для туризма.

 

Наша маленькая компания поехала на север двумя машинами, каждая из которых везла по паре мотоциклов на борту, а также все необходимое для автономного существования: палатки, костровое оборудование, ну и все в таком роде.


Маршрут из столицы по Е95 на Питер, а потом на мурманскую трассу мы сразу отмели как неинтересный и перегруженный транспортом. А вот путь через Вологду, Вытегру и далее вдоль Онежского озера до Медвежьегорска, представлялся не только самым коротким, но еще и живописным. Надо сказать, так оно и было из-за руля внедорожника, а вот ребята, что ехали с нами на микроавтобусе, не разделили наших восторгов от дороги. Ямы с колесо, асфальт, лежащий неравномерными пластами и отсутствие заправок на перегоне в 300 км — это норма для тех мест.

Линия Маннергейма

На выезде из Медвежьегорска, в паре километров от основной трассы стоит прекрасно сохранившееся многоуровневое укрепление из линии Маннергейма. История возникновения линии (а длина ее более 150 км) в двух словах следующая: получившая после революции 1917 года свободу Финляндия начала срочно укреплять свои границы. И создала за несколько десятков лет поистине колоссальные инженерные сооружения, рассчитанные на отражение всех видов атак.


Короче говоря, там, куда мы заехали, внутри скалы высотой с 5-этажный дом, сделаны многочисленные коридоры, переходы, выходы к закамуфлированным бронеколпакам. Один из этих колпаков местные жители пытались распилить на металлолом — не вышло. Следы автогена вгрызаются в прочную сталь на глубину ладони.


Все свое вожу с собой

Заезжать на берег Белого моря, в его знаменитую пустыню в устье Видлицы, мы в этот раз не стали, наш путь лежал прямиком в горный массив Хибины. 
 Хибины — известный туристический центр. Зимой здесь работают горнолыжные базы, а летом выходят на маршруты горные туристы. Проезжаем город Кировск, построенный для обслуживания горно-обогатительного комбината, добывающего редкие природные минералы: апатиты, нефелин и еще много такого, что на нашем континенте больше нигде не встречается. Через пару километров заглядываем в единственный в мире полярно-альпийский ботанический сад. Конечно, ничего необычного там нет, если не учитывать, что здесь до полярного круга многие сотни километров на юг. Неподалеку у озера Малый Вудъявр асфальт заканчивается, и единственная дорога, доступная для автотранспорта, идет по главному ущелью к базе МЧС и гостинице Куэльпорр. Но зачем нам ползти на машинах по грунтовке с глубокими проминами и крупными камнями, у нас же есть мотоциклы. Поэтому находим симпатичную стоянку на озере и ставим палаточный лагерь. Отсюда пару дней будем ездить по всем интересным направлениям.


Несмотря на то, что высоты этих гор относительно небольшие — самая высокая точка Хибин это гора Юдычвумчорр ( высота 1200 метров), здесь есть настоящие ледники. Да и в целом даже низины Хибин — это суровые горы с царством камня и прозрачной воды, которую можно пить прямо из ручьев. Что-то вроде высокогорных плато Тянь-Шаня.

 

Забегая вперед, скажу, что два дня на Хибины, при условии, что у вас есть внедорожный мотоцикл и вы умеете им управлять, более чем достаточно, чтобы разведать все дорожки и тропинки по которым хоть как-то можно ехать. Ведь здесь в это время нет ни восходов, ни закатов, езди хоть сутки напролет. Правда, отправляясь на разведку на кроссаче или эндурике с маленьким баком, надо везти с собой в рюкзаке литров 5 бензина.

 

Для начала мы поехали по долине через перевал Кукисвумчорр. По пути объехали вокруг озера Сердцевидного — действительно его контуры очень напоминают сердце. Заехали на обзорную площадку на горе Куэльпорр. Конечно, здесь нет заснеженных многокилометровых вершин, упирающихся в небо, но облака, сидящие на горах, их с успехом заменяют.

 

Причем такое впечатление, что облака застревают на вершинах, ведь вокруг чистое голубое небо. Дорогу на водопад Рисйок показывает деревянная табличка. Водопад так себе по размерам, но очень симпатичный.

Лыжный донор

Дальше в нашей программе было посещение базы МЧС с целью разузнать побольше об интересных дорожках.

 

И только мы направились к цивилизации, одна из наших Honda CRF, после очередного падения на скользких камнях, лишилась очень важной детали — лапки переключения КПП. Сломать лапку на кроссаче — это из разряда несчастного случая, но тут не повезло, именно лапка застряла в трещине камня на уклоне и сделала «хрусть и пополам». Дальнейший путь до базы мотоцикл проделал на первой передаче, наглядно доказав правоту поговорки, что «лучше плохо ехать, чем хорошо идти». Ну а после все было просто: в мусорной куче на задворках гостиницы мы нашли сломанную лыжную палку. Она и послужила донором для новой лапки, которая честно отходила еще много дней в нашем путешествии по Северу. А джипперы из пробега «Лапландия» поделились с нами необходимым инструментом.

 

В горных цирках

Проинструктированные знатоками окрестностей, мы съездили еще в несколько красивых мест. Озеро Гольцовое с его галечными пляжами очень напоминает Черное море, вот только температура воды немножко не та. Нижняя дорога к Гольцовому идет через ряд луж, которые в некоторых местах глубже, чем седло (а это для стандартного мотоцикла непроходимо), но мы это знали заранее и выбрали верхнюю дорогу, проезд по которой не предполагает водных процедур.

 

Поездили мы и по большинству ущелий, кончающихся типичными «цирками». Это когда ты как бы на арене, а вокруг убегающие вверх стены, не настолько крутые, чтобы создавалось впечатления колодца. Тем не менее, подняться на мотоцикле, за исключением, может быть, триального, по ним нереально.

 

Дорога на перевал Умбозерский — место культовое. Красивая тропа перебирается с одной стороны речки на другую. Поднимается в горочки, спускается в расщелины. Рай для офф-роудных мотоциклов. Довольно скоро мы оказались на берегу озера, зажатого между стен ущелья. Встреченные нами джипперы рассказали о том, что здесь не мало машин было притоплено при попытках проехать по обрывистым берегам. И на наших глазах практически повторили незавидную судьбу предшественников.

 

Но два колеса — не четыре, и у нас вопросов с проездом не возникло. Когда начались заболоченные участки, кстати, впервые в Хибинах мы с этим столкнулись, стало ясно, что дальше мы не поедем, ведь берег Умбозера — это не то, что нам нужно. Слишком там глубокие броды, скальные прижимы, да и пачкаться в наши планы не входило.

 

Северная Шамбала

Все Хибины мы обследовали, и следующий пункт программы — это овеянное легендами место обитания саамских духов — Сейдозеро. Подумав, что тревожить древних духов не стоит, мы решили идти туда пешком из окрестностей Ревды. А поскольку наш дальнейший путь все равно лежал на Север, мы собрали лагерь, погрузили мотоциклы и поехали через мурманскую трассу маршрутом Оленегорск-Ревда.

 

Дорога для обычных машин кончается на проходной Карнасуртского лопаритового рудника, где добывают руду, содержащую тантал, ниобий и прочие редкоземельные металлы. Здесь мы оставили машины и пошли пешком. Карабкаясь вверх по тропинке в сторону перевала Эльморайок, мы сначала очень жалели, что не поехали на мотоциклах. Чуть позже, когда мы перепрыгивали с камня на камень, мысль об отсутствии мотоциклов уже, напротив, радовала. В принципе, проехать реально, но... Может, в другой раз.

Сейдозеро уфологи относят к одной из «точек силы», месту, имеющему отношение к загадочной Гиперборейской цивилизации. Множество рассказов связано с загадками о потерявшихся людях, выпавших на несколько дней из календаря, о часах, начинающих показывать невесть что, о неработающей аппаратуре. Оставив в стороне все, не поддающееся логике, уточню один факт. На берегу озера есть скала со знаменитым изображением Куйва размером 75 метров. На ней четко просматривается изображение человека. Современными технологиями сделать подобное, наверное, можно, используя гипотетический супермощный лазер.

 

Место это притягивает исследователей и всех любителей загадочного. Недавно экспедиция «Гиперборея» нашла в протоке дорогу, сложенную из геометрически правильных каменных плит. Само собой, что здесь, в царстве камня, эти плиты могу иметь естественное происхождение, но... Фотографии Сейдозера и Куйвы у меня сделать не получилось. На моей надежной профессиональной камере появилось сообщение — «утеряна связь с объективом». Причем по возвращении все починилось само. Хотите —  верьте, хотите —  нет, но радости моей не было предела: остаться без камеры было бы очень печально, ведь впереди нас ждут хребет Муста-Тунтури, полуострова Средний и Рыбачий с самой северной точкой европейской части России. Тот самый Рыбачий.

«..А волны и стонут, и плачут,
И плещут о борт корабля...
Растаял в далеком тумане Рыбачий, —
Родимая наша земля».

Текст и фото: Евгения Любимова

Понравилось? Поделись


Все записи
Рубрики: триал Honda


Комментарии

Нет комментариев



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
* Поля обязательные к заполнению




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free