ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Горными тропами саамов (продолжение)


После Хибин мы отправились в сторону легендарного полуострова Рыбачий... 

Еще пару лет назад попасть на Рыбачий без заранее оформленного пограничного пропуска было невозможно. Сейчас же для граждан России ограничения сняты, но пропуска мы все равно сделали, ведь в наши планы входило посещение бухты Линахамари и окрестностей, а там по-прежнему все строго — рядом граница.

 


 

Сворачиваем с асфальта в поселке Старая Титовка и едем по разбитой каменистой грунтовке к морю. Напомню, что мотоциклы мы везли на микроавтобусе и пикапе. Так вот, 45 километров до Рыбачьего пикап ехал полтора часа, а автобус — на час больше. Это так, для иллюстрации состояния дороги.


 

Популярность этого места у туристов всех мастей привела к появлению тут явлений цивилизации. На окраине заброшенного военного городка Большое Озерко ныне появилась гостиница-приют. Выглядит это так: морские контейнеры с врезанными окошками собраны под общую крышу. Все остальные удобства на улице. Зато есть столовая и баня. А обслуживает электричеством этот приют огромный дизельный генератор, чадящий и шумящий соответственно размерам. Хорошо, что мы тут только ночуем, а все остальное время ездим по окрестностям.

Следы войны

Помимо суровой красоты северной природы, здесь есть что посмотреть и куда съездить. Во время Великой Отечественной войны в течение трех лет здесь проходила линия фронта, шли кровопролитные бои. На кону стоял северный морской путь в незамерзающий порт Мурманск. От тех времен остались потрясающие воображение укрепления, выдолбленные внутри скал. Все основательные сооружения, прекрасно сохранившееся до сих пор, имеют, увы, не советское происхождение. Наши войска перебивались времянками и небольшими по глубине укреплениями. Да что там, даже по колючей проволоке видно, кто и как ее ставил. Если в камень замурованы толстые стальные опоры — это фашистская «колючка», а если она просто обмотана вокруг подходящих по высоте камней или деревянных кольев — наша. Да и по конструкции они отличаются заметно. Рыбачий — это еще и брошенные гарнизоны советского времени. Вроде не так давно в этих домах жили люди, но ветры и морозы разрушают эти постройки очень быстро. Создается впечатления, что природа пытается побыстрее стереть эти уродливые шрамы.


Внутренние дороги на Рыбачьем, в целом, проходимые, но местами их преграждают длинные лужи, глубина которых иногда очень приличная. Однако самые интересные и красивые дорожки идут по берегу моря. Причем там, где для джипов из-за камней дороги нет, а для наших мотоциклов — самое оно. Обязательное место для посещения — это маяк в поселке Вайда-Губа. Это самая северная часть суши европейской части России. По виду ну прям Черное море под Анапой: песочек, прозрачная вода. Вот только холодно — в августе месяце под северными склонами скал кое-где лежит почерневший прошлогодний снег.

Скалы Среднего

Следующим для обследования нами выбран полуостров Средний. Здесь уже немного другая природа, он не такой плоский, как Рыбачий. Есть и водопадики, и крутые каменные подъемы. Визитная карточка Среднего — скалы Два Брата. На берегу моря одиноко стоят два высоченных столба, а с ними связана легенда коренных жителей (ныне там не живущих) о несчастной любви двух братьев, влюбившихся в одну и ту же девушку. А она возьми, да и утони на их глазах, вот они с горя и окаменели.

 


 

Еще на Среднем есть музей истории войны. Настоящий энтузиаст собрал множество экспонатов, данных из архивов, писем, схем. Так становится горько за наших солдат, которых посылали на верную смерть, — взять в лоб укрепления фашистов, расположенные на высотах хребта Муста-Тунтури. С этого хребта Средний и Рыбачий — как на ладони. А все камни на нем испещрены следами от снарядов и пуль и засыпаны сохранившимися осколками. Подобрать гильзу на сувенир тут проще простого - так их много, что просто диву даешься: если они сохранились за столько лет, то что же было раньше?

 


 

На сопках Муста-Тунтури

Однако настоящий рай для внедорожного мотоцикла - это хребет Муста-Тунтури. Среди каменистых сопок можно ехать как по сохранившимся военным немецким дорогам, так и просто по направлению. Едешь и видишь озеро с прозрачной водой, зажатое между разноцветными скалами, думаешь: «вот это красота»! Поворачиваешь за следующую сопку, а там еще более яркие краски и интересные формы. Ну, думаешь, лучше уже не будет. Ан нет. Немногим дальше картинка еще краше.


Наш проводник привез нас к одному и наиболее масштабных фашистских подземных бункеров. В многоуровневом сооружении, внутри скалы продумано все: и дренажные канавы, и вентиляция. Основательность, с которой все это построено, просто поражает. А поскольку место не особо известное, внутри сохранились россыпи, нет, не гильз, а настоящих патронов к автоматам. Ржавых, правда, но не насквозь.


Огромный дорожный просвет наших мотоциклов здесь как нельзя к месту. Временами приходится перебираться через камни просто угрожающих размеров. Зато этим триалом и отдыхом от него можно заниматься сколь угодно долго. Часы в голове не тикают, ведь светло сутки напролет, вокруг в изобилии растет спелая морошка, черника и вороника, а воду можно пить из любого ручейка. Главное, чтоб бензин не кончился. Поэтому те, у кого маленькие баки, на маршрут выходят с канистрочкой в рюкзаке.

Настоящие фьорды

Следующий пункт нашей программы — бухта Линахамари и полуостров Немецкий. Да, мы могли бы проехать туда и с нашей базы на Рыбачьем, но по пути есть один брод, проходимый только во время отлива. Да и выходит эта дорога на действующий военный полигон, где стрельбы проводятся довольно часто. Поэтому мы погрузили нашу двухколесную технику на четырехколесную и отправились туда кружным путем по асфальту. По пути пограничный кордон с полной проверкой документов. Сгрузились у комендатуры и поехали дальше на мотоциклах.

 


И вот мы на берегу настоящего фьорда, а потом и на вершинах скал, выходящих на него. И тут следы войны. Потрясающих размеров остатки фундамента для сверхдальней пушки. Во время отступления фашисты взорвали и затопили это сооружение, но и то, что осталось, впечатляет. Отсюда идет дорога, а вернее - тропа на побережье в красивейшую бухту и далее на полуостров Немецкий. Сейчас на Немецком располагается база дайверов, на которую можно попасть лишь одним путем — на катере. Чтобы попасть к намеченной цели, нам сначала пришлось ехать по воде озера с глубиной брода, близкой к критической, а потом спускаться и подниматься по крутыми скалам. На сам Немецкий проехать может разве что чемпион по мототриалу, обладатель железных булок. Пешеходная тропинка идет по уступам, прижимающимся к морю, а местами на ней надо использовать скалолазную технику. Однако виды, открывающиеся с Немецкого, и система бункеров того стоят.


Вот такое небольшое, но очень насыщенное событиями путешествие по Кольскому Заполярью мы себе подарили. Однако нельзя сказать, что эта страничка в книге личных путешествий прочитана и перевернута, к ней хочется возвращаться снова и снова.

Текст и фото: Евгения Любимова

Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: триал


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free