|
Появление некоторых снегоходов в линейке Polaris 2010 модельного года было равносильно взорвавшейся бомбе. Революция, по-другому и не скажешь. В этом сезоне американцы пошли по иному пути…
В качестве тяжелой артиллерии пиарщики Polaris привлекли фрирайдера Криса Бурандта из команды Slednecks, который теперь покоряет целину на новом 800 RMK Assault 155.
Новинок ни много ни мало наскребли аж одиннадцать – модельный ряд изменился примерно на две трети. И большая часть построена на базе нового шасси Pro-Ride. Главная его особенность в том, что для минимизации массы и увеличения жесткости на кручение конструкторы собрали раму из литых, штампованных и тянутых легкосплавных элементов не только с помощью болтов и заклепок, но и клея. Смело! А ведь еще недавно клееная пространственная рама в автомотоотрасли была исключительной прерогативой английского Lotus, много лет выпускающего сверхлегкий родстер Elise. В конце девяностых в клуб клееных кузовов вступил Aston Martin со своим V12 Vanquish, а теперь и Polaris.
Отрадно, что оригинальные решения на этом не закончились. Так, двигатель традиционно остался в базе, но для снижения усилий на руле и улучшения обратной связи за счет уменьшения кинематических связей системы рулевого управления его сместили прямо под рулевую колонку. Кроме того, в основе конструкции рамы лежит модульная платформа, позволяющая создавать настоящие гибриды. Зачем? Затем, что соединив воедино переднюю и заднюю части от совершенно разнотипных снегоходов при некоторой сноровке есть шанс получить моторизованные сани с управляемостью «спорта» и проходимостью «горника». Модульность же, по словам Polaris, позволила существенно увеличить срок службы и упростить ремонт.
Жаль, что из-за сложностей с таможней на презентацию в Санкт-Петербург доехали не все дебютанты 2011 года. В числе прибывших – прямой наследник нашумевшей в прошлом году модели Polaris 600 RUSH в модификации Pro-R и новое поколение горных снегоходов линейки RMK в экстремальной версии – Polaris 800 RMK Assault 155.
Кстати, этой зимой, как и в прошлом году, городу на Неве со снегом, если так можно выразиться, повезло. Отчего Питер в очередной раз местами напоминал блокадный Ленинград – с многометровыми сугробами вдоль улиц, похоронившими под собой автомобили. Муниципальные власти ответили ненастью мощным «комсомольским» проектом по спасению мегаполиса, призвав на помощь «специалистам ручного труда» (как называют чиновники дворников) горожан, студентов и лиц без определенного места жительства. Но, перефразируя старую поговорку, что автолюбителю – смерть, то снегоманьяку – хорошо. Я бы даже сказал – отлично! Тем более, с такой техникой. Ведь один из них, Polaris RUSH, в прошлом году многими авторитетными изданиями был признан лучшим спортивным «снежиком».
Именно линейка RUSH, вытеснив с конвейера заслуженную IQ, произвела сенсацию на рынке спортивных снегоходов. Самой яркой ее чертой стало отсутствие традиционного туннеля, а также тяг, рычагов и амортизаторов, расположенных внутри гусеницы. Вместо них – задняя подвеска Pro-Ride, представляющая собой пространственную трубчатую ферму с вынесенным наружу амортизатором. Впрочем, конструкции придали столь ажурную форму вовсе не из эстетических соображений. Одной из главных задач было увеличение жесткости на кручение, гарантирующей мгновенные и адекватные реакции на команды управления. Забегая вперед, могу сказать, что по своим характеристикам она вплотную приблизилась к мотоциклетному кроссовому аналогу – и тем лучше работает на бугристой и волнообразной трассе, чем быстрее по ней перемещаешься. Не исключено, что через довольно короткий срок аналогичные узлы и агрегаты в том или ином виде появятся и у конкурентов. Однако, несмотря на явный успех, американцы не собираются останавливаться на достигнутом. К новому сезону RUSH не только претерпел ряд конструктивных вмешательств, но и обзавелся пятью различными модификациями и исполнениями, среди которых нашлось место даже туристической версии LX.
Тот Polaris 600 RUSH Pro-R, который в отличие от своего 800-кубового сородича все-таки смог прорваться сквозь многочисленные таможенные барьеры на презентацию в Северной Венеции, на самом деле от ранее известного отличается незначительно. И без подробного пресс-релиза выйти победителем из игры «Найди десять отличий» было бы непросто. Особенно, если не заглядывать под облицовки.
В первую очередь, руки американских инженеров дотянулись до подвески, в которой прописались амортизаторы Walker Evans с 16-ступенчатой регулировкой сжатия и выносными резервуарами (на простых «рашах» стоят FOX IFP). Причем для изменения настроек никакого инструмента, как и прежде, не требуется. Удивительно, как способна поменять характер снегохода всего пара кликов на амортизаторах!.. Крутанешь задний в «хард» – и перераспределение сил идет в пользу передка, обостряя управляемость за счет дополнительной нагрузки на лыжи. Распустишь – и снегоход сильнее приседает на хвост, лучше загружая гусеницу на разгоне. А если передние на один-два оборота зажать – перестанет донимать чрезмерная раскачка после прохождения серии бугров.
Вдобавок к новым амортизаторам в задней подвеске Pro-Ride поменяли профиль полозьев для увеличения максимальной скорости, а ради снижения неподрессоренных масс – конфигурацию заднего и центрального рычагов. Липосакции в общей сложности на 1,25 кг подвергли и некоторые вращающиеся детали (например, тормозной диск и промежуточный вал) для уменьшения задержки на нажатие курка газа. Силовой агрегат в принципе остался прежним – проверенная бодрая двухтактная впрысковая «двойка» Liberty объемом 599 см³ с жидкостным охлаждением. Но чтобы двигатель при жестких режимах движения не перегрелся, в маятник задней подвески Pro-Ride под брызговик интегрировали дополнительный радиатор – так что наступать на него не стоит. Основной же так и остался в носовой части снегохода. И хотя он прикрыт прочной сеткой, возможность его повредить все же остается.
Конечно, даже после тщательного изучения полного списка изменений ощутить на ходу разницу по сравнению с прошлогодней версией сложно. Но она явно есть – отклик на газ стал чуть резче и энергичнее, а традиционные для вариатора запаздывания практически сошли на нет. Настолько, что неосторожного обращения с газом может быть достаточно, чтобы гусеница яростно вгрызлась в рыхлый снег и в один миг дорыла до грунта.
Само собой, в пухляке ему не место. Реализовать все 125 «резвых пони» с короткой 121-дюймовой гусеницей можно лишь на плотной поверхности, под которую сей снежный гонщик и натаскивался. Вот тут-то и проявляются все преимущества обновленного шасси, которое при любых ускорениях и перекладках ощущается крайне собранным, жестким и предсказуемым. Контроль над снегоходом просто великолепный! Без сомнения, в этом немалая заслуга усовершенствованной задней подвески Pro-Ride. Та и на ухабах, и на трамплинах работает заметно лучше прошлогоднего экземпляра – теперь газ можно вовсе не сбрасывать, не опасаясь пробоев. На пологой быстрой дуге Polaris 600 RUSH Pro-R идет в предсказуемом балансе между движением по траектории и небольшим сносом наружу виража. Так и тянет назвать манеры идеальными или близкими к ним.
Снизить темп? О чем вы? Никакой расслабленной езды в прогулочном темпе! На это недвусмысленно намекает эргономика рабочего пространства кроссмена, заточенная под активную рулежку с вывешиваниями и загрузкой лыж в поворотах. По-другому ездить и не получится! Ибо смена направлений с посадкой, словно на троне, проходит излишне нервозно, с ненужными подруливаниями в поворотах и отрывом внутренней лыжи.
Но, помимо «раша», на тесте присутствовал совсем другой «Поларис» – самый настоящий властитель целинного горного фрирайда Polaris 800 RMK Assault 155 (цифра обозначает длину гусеницы в дюймах). Ему предстоит сразиться на рынке с главным конкурентом – Arctic Cat M8 Snow Pro 153. Обновленная серия RMK кардинально переменилась в лице. С этого года она похожа на своих спортивных братьев RUSH. Местами чересчур. Но внешность для подобных машин на деле значения не имеет. Главное – двигатель, трансмиссия и шасси.
Новый «горник» топ-менеджеры Polaris прежде всего поручили заботам опытных диетологов – те по максимуму облегчили почти каждую деталь. Глобальной ревизии подверглись и подножки, в результате чего снизился их вес и увеличилась прочность. Вместо стального заднего бампера – карбоновый, пересмотрена тормозная система вместе с промежуточным валом, глушитель «похудел», крепление седла упростилось… А уж про клееное шасси Pro-Ride на модульной платформе, думаю, повторять не стоит. В итоге сухая масса достигла 202 кг, снизившись по сравнению с ушедшим на покой Polaris 800 RMK Assault 146 образца 2010 года на целых 18 кг! Мягко говоря, впечатляет. При этом новый RMK Assault тяжелее 163-го флагмана на 6,8 кг – за счет жесткого 155-го трака 2.125" Competition и усиленной подвески.
В недрах ходовой – модернизированный двухцилиндровый «двухтактник» Liberty, агрегатированный с вариатором P-85/Team LWT, как и на давно известном Polaris IQ Dragon 800. Но теперь 795-кубовый мотор оснастили новым выпуском, системой впрыска (батарею из четырех форсунок упразднили до двух) и блоком управления, доработав цилиндро-поршневую группу и масляный насос. Столь глобальные новшества не преминули отразиться на характере мотора: хотя отдача осталась на прежнем уровне, моментная кривая сместилась ближе к зоне средних оборотов. Двигатель заметно резче реагирует на газ – буквально от касания курка. В чем, собственно, убедился с первых же метров.
Дернул шнур, прогрел мотор, нажал на гашетку и… Вот она – работа инженеров Polaris по борьбе с лишним весом! Assault не только легок на бумаге, но и в реальности таковым является. Он легко набирает темп, легко управляется, легко перекладывается в пуховой снежной целине, беспрекословно слушаясь команд райдера, и не проваливается там, где RUSH камнем уходит на дно… то есть там, где тот вязнет и садится на грунт. RMK Assault с удовольствием прописывает «хаймарки» в горах и фрирайдит в глубоком снегу. Приятно, что с ростом скорости контроль над ним не исчезает. Снегоход полностью линеен, предсказуем и понятен. Немудрено! Как-никак, непаханые холмистые просторы – родная стихия «горника»! И пусть на равнинной местности с примятым снегом или на укатанной лесной дороге менее энерговооруженный Polaris 600 RUSH Pro-R быстрее и маневреннее! Здесь ничего удивительного нет: задачи перед героями настоящего теста стоят диаметрально противоположные.
Зачет и по эргономике: высокое и узкое седло вместе с широким рулем Pro Taper с горной стропой позволяют свободно менять положение тела при активной рулежке. Правда, те, кого природа не одарила богатырским ростом, вряд ли оценят ширину руля – им та самая стропа во время прохвата стоя, а также при перекладках попросту упирается в грудную клетку. Зато в остальном – никаких претензий.
Спереди – подвеска Pro-Ride с амортизаторами Walker Evans Needle и возможностью регулировки колеи лыж (105,4–108–110,5 см), сзади – традиционная для снегоходов подвеска, доставшаяся от Dragon RMK 2010 модельного года, с двумя амортизаторами. Конечно же, в существенно улучшенном виде: исчезли торсионные пружины (на смену им пришли регулируемые койловеры Walker Evans), а рычаги приобрели новую форму. В целом подвеска стала ощутимо легче (то есть уменьшились неподрессоренные массы, что положительно повлияло на управляемость) и жестче – специально под прыжки. Что-что, а прыгать Polaris 800 RMK Assault 155 умеет блестяще!
Polaris 600 RUSH Pro-R: спортивный снегоход, 2011 г., 599 см³, 125 л.с., 212,3 кг, 449 000 руб.
Polaris 800 RMK Assault 155: горный снегоход, 2011 г., 795 см³, 154 л.с., 202,3 кг, 469 000 руб.
Приборная панель на первый взгляд проста, но обучена отображать весь набор необходимых данных, как в метрической системе, так и в английской.
Вариаторы модернизировали на обеих моделях. Но, если сравнивать с предыдущей линейкой IQ, они, по сути, остались прежними.
Поворотные кулаки передней подвески Pro-Ride усилили и облегчили.
Конструкторы отказались от торсионной пружины и пересмотрели форму рычагов задней подвески, что помогло сбросить лишний вес, а значит – улучшить работу подвески.
Чтобы ноги не соскальзывали, верхняя поверхность лыж Gripper имеет развитую насечку.
Главная особенность амортизаторов Walker Evans Needle в том, что для предотвращения жесткого пробоя в качестве демпфера используется жидкость – игла постепенно уменьшает сечение перепускного канала и в самом конце хода запирает его.
Для лучшего охлаждения двигателя дополнительный радиатор поместили под брызговик. Наступать на него крайне не рекомендуется.
Карбоновый бампер и дырявый брызговик – дань борьбе за минимальную массу. Кроме того, случись толкать снегоход вручную, брызговик не зажимает пальцы на бампере даже при полном подъеме благодаря специальному уступу.
Платформа Pro-Ride теперь применяется и на «горниках» RMK. Ради снижения центра тяжести двигатель сместили вниз на 19 мм по сравнению с предшественником IQ 800 Dragon.
Новый RMK тоже может похвастать облегченными тормозным диском и промежуточным валом, гарантирующими меньшую инертность и, как результат, лучший отклик на газ.
Клееное шасси Pro-Ride модели RUSH с прошлого года практически не изменилось. Рулевая колонка для лучшего «чувства руля» размещена прямо над мотором, а сам двигатель – максимально близко к центру.
ИТОГ. Оба снегохода великолепны. Каждый по-своему. И один, и второй демонстрируют, как жесткая конкуренция на рынке заставляет профильные компании развиваться, применять новые технологии, искать экстравагантные решения. Возможно, через год-другой кто-то из именитых грандов и нанесет ответный удар. А пока Polaris 600 RUSH Pro-R и Polaris 800 RMK Assault 155 можно с уверенностью назвать в своих классах самыми-самыми.
После своего дебюта в прошлом году Polaris 600 RUSH задал новую планку для кроссовых снегоходов, до которой на данный момент пока никто не дотянулся.
Все снегоходы Polaris с приставкой Assault всегда предназначались для жесткой езды. С этого года им по зубам даже фристайл. Техническая характеристика Polaris 600 RUSH Pro-R/Polaris 800 RMK Assault 155 (данные производителя)
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | Модель | Polaris 600 RUSH Pro-R | Polaris 800 RMK Assault 155 | Модельный год | 2011 | Длина × ширина × высота, мм | 2123×1220×1170 | 3277×1219×1295 | Сухая масса, кг | 212,3 | 202,3 | Колея лыж, мм | 1080 | 1054–1080–1105 | Объем бензобака, л | 41,6 | 43,5 | ДВИГАТЕЛЬ | Тип | R2, 2Т | Рабочий объем, см³ | 599 | 795 | Диаметр цилиндра × ход поршня, мм | 77,25×64 | 85×70 | Система питания | впрыск Polaris Cleanfire Injection, диффузор Ø 46 мм, 1 форсунка на цилиндр | Система охлаждения | жидкостная | Макс. мощность, л.с. при об/мин | 125/н.д. | 154/н.д. | Система запуска | ручной стартер | ТРАНСМИССИЯ | Сцепление | вариатор P-85/P2 с задней передачей | вариатор P-85/TEAM LWT с задней передачей | Размер гусеницы, дюйм | 15×121×1,25 | 15×155×2,125 | ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | Рама | пространственная, алюминиевая | Передняя подвеска | независимая двухрычажная Pro-Ride, два амортизатора Walker Evans Piggyback с выносными резервуарами, регулировки – преднатяг, демпфирование сжатия | независимая двухрычажная Pro-Ride, два амортизатора Walker Evans Needle с выносными резервуарами, регулировки – преднатяг, демпфирование сжатия | Ход передней подвески, мм | 229 | Задняя подвеска | два амортизатора Walker Evans (Piggyback и Comp. Adj.) в системе Pro-Ride, регулировки заднего – преднатяг, демпфирование сжатия | склизовая RMK Coil-Over, два амортизатора Walker Evans (Coil и Needle), регулировки заднего – преднатяг, демпфирование сжатия | Ход задней подвески, мм | 356 | 406 | Тормозная система | гидравлическая, диск | Тест организован компанией BRANDT. Экипировка RedLine и Knox на тест предоставлена магазином RedLine-Knox.Ru
|