ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Фамильный альбом: 60 лет мотоциклам из Минска


Мотоциклетному производству в Минске – 60 лет. Поздравляя с юбилеем «Мотоциклетную компанию "Минск-Мото"», вспомним страницы ее истории.

Живой! Число действующих мотопроизводств на территории бывшего СССР можно пересчитать по пальцам одной руки. Причем руки, попавшей в пилораму. Тем приятнее было убедиться, что производство мотоциклов в Минске не просто еле теплится, а реально живет! Конечно, нынешние десятки тысяч ежегодно выпускаемых мотоциклов трудно сравнивать со статистикой времен СССР, когда завод делал на порядок больше машин. Зато впечатляет модельная гамма: если в прежние времена она состояла фактически из одной модели, изредка с вариациями, то сейчас предприятие выпускает довольно разнообразный ассортимент легких мотоциклов, к которым недавно прибавились и скутеры.

Довелось увидеть сборку нового R250. Могу заверить: это не тот случай, когда технологический процесс сводится к разбивке укупорки и наклеиванию собственных шильдиков. Мотоциклы реально собирают, начиная с голой рамы. А планы руководства компании по закупке нового промышленного оборудования позволяют надеяться, что заводу не грозит превращение в еще один сборочный филиал Поднебесной.






Когда смотришь семейные альбомы даже близких родственников, то и дело натыкаешься на фотографии незнакомцев. И на вопрос «А кто это?» обычно следует рассказ о незаурядном человеке. Вот и мы – выбрали в минском фамильном альбоме в основном те машины, о которых широкая публика и не подозревает.


Прародитель всех мотоциклов из Минска – модель М1А, 1951 год. Почему на бензобаке надпись «Москва»? Потому что в Минск переехало оборудование Московского мотоциклетного завода вместе с выпускаемой там моделью. Та, в свою очередь, ведет происхождение от DKW RT125 – лучшего легкого мотоцикла той поры. Его конструкцию взяли на вооружение несколько десятков компаний во всем мире – в том числе такие именитые, как BSA и Harley-Davidson. Двухтактный 125-кубовый двигатель (его размерность – 52х58 мм – минские мотоциклы сохраняют до сих пор) сблокирован с трехступенчатой коробкой передач и развивает 4,25 л.с. при 4800 об/мин.



В те далекие годы все мотозаводы активно разрабатывали спортивные модели, на которых проверяли новые технические решения. У этого М-201М 1956 года (второе «М» означает «многодневные соревнования» – предшественник современного эндуро) длиннорычажная передняя вилка системы Earles, задняя маятниковая подвеска и форсированный до 6 л.с. двигатель.



Неординарная попытка «вырваться из типажа» – М-101 1959 года. Двухцилиндровый двухтактный 250-кубовый двигатель, шестеренчатая моторная передача, четырехступенчатая коробка передач, штампованная рама из листовой стали – в этой машине было немало новшеств! Увы, Минскому мотовелозаводу были предписаны малые кубатуры, что поставило на 250-кубовом аппарате крест. По разным данным, выпущено всего от 50 до 100 мотоциклов.



М-205 – версия 250-кубовой машины для шоссейно-кольцевых гонок. Среди интересных технических решений – передняя вилка с «сухими» перьями и установленным по центру гидравлическим амортизатором и воздухозаборники барабанных тормозов. Кроме того, были сделаны варианты двухцилиндрового мотоцикла для мотокросса и эндуро.



Гоночный мотоцикл ШК-125, 1961 год. Уникальная разработка, вполне на «острие технического прогресса» для своего времени. Двухтактный двигатель с золотником на впуске развивал 23 л.с. при 10 000 об/мин (такой же мощностью располагал и 125-кубовый мотоцикл Honda, который в том году выиграл чемпионат мира). Коробка передач – шестиступенчатая.



Кардинальную модернизацию в 60-е годы серийные минские мотоциклы пережили в два приема. В 1964 году на конвейер встала модель М-104 с новым дизайном облицовок и двухместным седлом-подушкой (до того на всех серийных «осьмушках» стояло одиночное седло-«лягушка»), а в 1967 году дебютировала модель М-105 с новым силовым агрегатом: алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, прирост мощности с 5,5 до 7 л.с., четырехступенчатая коробка передач.






А такой могла бы стать следующая модель, М-106: именно этот индекс несла экспериментальная машина второй половины 60-х годов. Впрочем, за космическую внешность рабочие прозвали ее «Поларисом» – как американские ракеты. Необычной была не только внешность (разработанная в московском институте ВНИИТЭ), но и конструкция машины: силовой агрегат подвешен к хребтовой раме из тонких стальных труб.



М-107 – следующая ступень «Полариса», 1969 год. Внешность, разработанная совместно с Минским филиалом ВНИИТЭ, еще сохраняет преемственность с экспериментальным М-106, но рама – традиционной конструкции. И эта модель так и не попала в серийное производство: авторы наконец-то заметили, что мировой дизайн давно шагает совсем другим путем.



Дизайн этого прототипа создан в 60-е годы уже без содействия ВНИИТЭ. В этом случае, наверное, стоит порадоваться, что он не пошел в серийное производство.



Спортивный мотоцикл для многодневных соревнований М-213, 1969 год. Двигатель традиционной размерности (52х58) форсирован до 15 л.с. при 7500 об/мин. Трансмиссия совершенно оригинальная: шестеренчатая моторная передача, сухое многодисковое сцепление, шестиступенчатая коробка передач.



Модная ныне фишка – студенческие дипломы в содружестве с признанными брендами – не нова. Посмотрите на макет мотоцикла, разработанного в Вильнюсском художественном институте в 70-е годы. Завод предоставлял необходимые узлы и детали, а его специалисты консультировали студентов.



Дизайн серийных минских мотоциклов вышел на новый уровень с появлением в 1974 году модели ММВЗ-3.111. Пожалуй, это был если не самый красивый, то самый гармоничный из всех советских мотоциклов той поры. А главное – он позволял периодически освежать облик мотоцикла с применением минимальных средств, не теряя при этом гармонии. Что и подтверждает прототип ММВЗ-3.1122.



Спортивный ММВЗ-3.225, 1980 год. Двигатель «квадратной» размерности (54х54 мм) развивал уже 23 л.с. при 9000 об/мин. Крутящий момент передавался на заднее колесо через шестеренчатую моторную передачу и шестиступенчатую коробку передач. Обратите внимание на передний дисковый тормоз: в ту пору на внедорожной технике его еще не применяли и именитые фирмы.






А на гоночном ММВЗ-3.227, построенном в 1986 году, силовой агрегат был серийного типа: размерность 52х58 мм, цепная моторная передача, четырехступенчатая коробка передач. Тем не менее, конструкторы форсировали его до 24 л.с. при 10 000 об/мин. Тормоза обоих колес – дисковые, с гидроприводом, задняя подвеска – с моноамортизатором. Мотоцикл весом 85 кг разгонялся до 160 км/ч.



Богатый опыт разработки спортивных мотоциклов для многодневных соревнований вызвал естественное желание применить его для создания «цивильного» эндуро. В 1987 году появился прототип «Лидер». К сожалению, в серию он так и не пошел. Великая загадка: почему в СССР, где место дорог занимают направления, так и не появился серийный эндуро? Это при том, что все мотозаводы активно занимались кроссом и многодневкой?



Примерно в те же годы был создан дорожный мотоцикл ММВЗ-3.1133 «Люкс». Для него конструкторы разработали модернизированный двигатель с укороченным шатуном, облегченным коленвалом и пластинчатым клапаном на впуске; он развивал максимальную мощность 15–16 л.с. Увы, и эта машина не пошла в серию.



Вершина творчества заводских конструкторов-двигателистов – ММВЗ-3.1181. Жидкостное охлаждение, лепестковый клапан и резонансная камера на впуске, раздельная смазка, балансирный вал, максимальная мощность 20 л.с. Конструкция позволяла увеличение рабочего объема до 200 и даже 250 см³. Увы, приговор технологов был категоричен: на существующем оборудовании выпуск этого силового агрегата невозможен.



Триальный мотоцикл ММВЗ-3.232 создан в 1992 году совместно с британской компанией Regent. Оригинальная рама – разборная, причем, по требованию заказчика ее хромировали. Сухая масса мотоцикла 82 кг. Кроме 125-кубового, выпускался и 200-кубовый вариант. Спортсмены на минских мотоциклах довольно успешно выступали в чемпионате Великобритании по триалу.



Несколько необычный мотоцикл... Это снегоболотоход «Умка» – творение известного мотопутешественника Александра Борисевича. Шины низкого давления, разработанные Бобруйским шинным заводом, позволяют не только ездить по снежной целине и болотам, но и плавать. А силовой агрегат – почти стандартный, лишь оснащен вентилятором принудительного охлаждения.



Собирательный образ минских мотоциклов за 60 лет – современная модель M4 200 Classic. Ее дизайн разработал известный белорусский кастомайзер Юрий Шиф. Двигатель, в соответствии с современными тенденциями – четырехтакный, с воздушно-масляным охлаждением и электрозапуском.



В последние годы компания активно создает свой новый имидж, не желая оставаться производителем дешевых, низкотехнологичных мотоциклов. Серьезная заявка на этом пути – только что запущенная в серийное производство модель R250 с мощным четырехтактным двигателем жидкостного охлаждения, шестиступенчатой коробкой передач, пространственной рамой и литыми колесами. Ничуть не хуже того, что предлагают в этом секторе рынка Kawasaki и Honda – но за гораздо более привлекательную цену.


Благодарим Геннадия Пилюкевича и Екатерину Архипович за бесценную помощь в подготовке этого материала.
Понравилось? Поделись


Все записи
Рубрики: Минск триал Honda Harley-Davidson Kawasaki


Комментарии

Нет комментариев



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
* Поля обязательные к заполнению




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free