ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Дорога Троллей


Поехать в Скандинавию на мотоцикле мечтала много лет. Хотелось прокатиться по серпантинам, «Лестнице троллей», сквозь туман, мимо скал, горных речек, обрывов, по тоннелям и воспоминаниям о Скандинавских сказаниях, которые в детстве знала наизусть... И вот, несмотря на стандартный аврал на работе и за месяц до отъезда сломанную руку, — поехали!

 


 

Старт

Визу получили по приглашению, купили палатку, отдали кота и в 5-40 утра 23 июля тронулись в сторону Питера, но все равно попали в несколько пробок.

 

 

 

Очень плохо жить в большой стране! Только на дорогу из нее уходит иногда до половины всего маршрута! И эта дорога обычно, за исключением Минской трассы, — мотоциклисту не доставляет ни малейшего удовольствия.

 

С 9 утра началась жара, и мы весь день ехали под палящим солнцем при температуре градусов 35. Промучившись на жаре весь день, при подъезде к Питеру с радостью ощутили дыхание прохладного ветерка! Однако оно вскоре сменилось реальной холодрыгой — на границу приехали закутанные во все, что взяли с собой, и при +12 градусах.

 


 

Контроль прошли довольно быстро и оказались на территории Финляндии, где, подтверждая все байки, через 1 км от границы дорогу нам перескакал олень! Из последних сил проехали еще 40 км до отеля. 88 евро за ночь — добро пожаловать в Скандинавию! Но у нас не было сил искать что-то дешевле, хотелось только упасть на кровать и расслабиться после жары, 1014 км и 17 часов езды.


На следующий день двинулись в Хельсинки, чтобы сесть на паром до Стокгольма. Но мест не оказалось, а терять день не хотелось. Поэтому рванули в Турку, чтобы успеть на паром оттуда, что благополучно и сделали.

Швеция

В Стокгольме нужно остановиться хотя бы на два-три дня, чтобы походить по его уютному старому центру, музею под открытым небом Скансен, зайти в музей Нобеля, Исторический и, обязательно, в музей Васы, построенный вокруг поднятого со дна залива настоящего огромного боевого парусника!

 

 

 

Мы сами в Стокгольме уже были, поэтому сразу рванули дальше, в город Уппсала. Второстепенные дороги в Швеции очень симпатичные, но ужасно петляющие — лучше для мотоциклиста нет, если, конечно, у него достаточно времени: больше 60-70 км/ч по ним не поедешь. Кстати, в Скандинавии рекомендуется строго соблюдать ПДД: например, за превышение скорости до 30 км/ч — штраф от 150 до 450 евро. А если больше 30 км/ч — то суд и отъем прав!

 

Интересная особенность местного движения: правило помехи справа на нерегулируемых перекрестках действует, как обычно, по принципу главной дороги. Но в мелких городках исстари повелось, что какие-то дороги более равны, чем другие, поэтому лучше, на всякий случай, остановиться и пропустить всех или дождаться, пока пропустят тебя. А на трассе нужно обязательно уходить влево, пропуская тех, кто въезжает на нее с второстепенной дороги: как бы не по правилам, но в Швеции так принято, поэтому те, кто въезжает на скоростную магистраль, даже не смотрят налево.


Уппсала очень милый провинциальный городок: небольшие разноцветные дома, узкие улочки, неширокая речка в центре, по берегам которой — многочисленные кафешки. В этом городе находится один из старейших шведских университетов. А в местном соборе пожертвование можно оставить с помощью банковской карты. В Скандинавии вообще в 99% мест принимают карточки. Даже в ресторане можно оставить чаевые по безналу — приписать на счете сумму.

 

 

 

Дальше двинулись через центр Швеции к норвежскому Трондхейму. Автострада кончилась, и мы поехали по совершенно потрясающей дороге, петляющей по лесу вокруг озер, гор и через умилительнейшие деревеньки. Удивительно, как в Скандинавии даже дороги местного значения поддерживаются в отличном состоянии, при том, что в той же центральной и северной Швеции морозы зимой не слабее наших.

Норвегия

Граница Швеции и Норвегии обозначена табличкой, сменой цвета асфальта и дорожной разметки — в Норвегии она желтая, а также ценами! Мы слышали и готовились к тому, что гамбургер тут стоит 600 руб., а литр бензина — 70 руб. Но до конца не верилось, что такое безобразие возможно на самом деле. Но оно есть! Скромно поесть в окраинном кафе — 2000 руб., заправить 2 мотоцикла — 2000 руб., банка Ред Булла — 170 руб., комната в отеле — 6000 руб., интернет через телефон — 800 руб. за 10 мегабайт. Пришла пора расчехлять палатку и питаться консервами! Зато природа тут невообразимо красивая, местами очень похожа на предгорья Кавказа, только растительность северная. А так те же горные речки, озера, камнепады, скалы, леса — можно перебиваться духовной пищей...

 


 

Кстати, в кемпинге, которые на побережье Норвегии встречаются почти каждый километр, поставить палатку на двоих плюс машина или мотоциклы — 700 руб., 20 минут душа — 360 руб. Зато зарядка телефонов и кипяток бесплатно. В некоторых кемпингах даже интернет есть.

 


 

И в Швеции, и в Норвегии какое-то невообразимое число кемперов — домов на колесах. Они вереницей ездят по дорогам, иногда полностью перегораживая их, и в каждом кемпинге стоят плотными рядами. К некоторым приделаны целые веранды, есть телевизоры, интернет, зонтики от солнца, мини-палисадник с обязательными фигурками гномов. И люди в них живут по несколько дней, а то и недель. Получается такая выездная дача на одной сотке без забора в толпе соседей. Странноватый отдых. Может, они в своих редко населенных деревеньках и отдельно стоящих в какой-нибудь норвежской глуши домиках соскучились по тесному общению?

 


 

Помимо кемперов и кемпингов, в Скандинавии, и вообще в Европе, огромное количество мотоциклистов. Причем большинство из них — люди за 40. Это в России мотоцикл считается блажью молодежи. А в Европе — это обычное транспортное средство для ежедневного использования или путешествия.

Репперные точки

Но вот перед нами знаменитая «Лестница троллей» (troll stigen) — дорога, проложенная по склону горы «елочкой». Естественно, не обошлось без фейла — весь день моросил дождь, был туман, а прямо перед «восхождением» умер фотоаппарат! Пришлось ехать обратно в ближайший городок и покупать новый, а то как же без фотографий — через некоторое время, когда впечатления иструтся, они помогут вспомнить и прочувствовать все с почти той же силой.

 


 

Взобрались по «Лестнице троллей» на вершину горы. Там — прекрасная смотровая площадка, мимо которой бежит очередной водный поток. С этой площадки и делаются самые известные фотографии «Лестницы», которые пачкой вываливаются при поиске в интернете. Но это был не наш день — на вершине стоял такой туман, что видимость сократилась метров до пяти, так что никаких великолепных панорамных видов мы не лицезрели и стандартных фотографий не сделали. Зато сделали нестандартные.

 


 

Дальше двинулись к Гейрангерфьорду (Gejrangerfjord) — одному из самых красивых и известных фьордов Норвегии. Как я завидую этим норвежцам, у которых домики стоят прямо на серпантине, ведущем к морю! Если у тебя из дома такой потрясающий вид, то даже непомерные цены не будут расстраивать!

 


 

После Гейрангера решили искать кемпинг для ночлега: проехали по километрам немного, но часто останавливались фотографироваться, плюс дорога сложная и медленная, т.ч. пора было отдыхать и есть.

Но тут на нас свалились все трудности сразу! Вся дорога — сплошной серпантин, периодически прерываемый паромами и длиннющими, темными, очень холодными, уходящими куда-то в глубь земли тоннелями, один из них был 9 км длинной! Под вечер к этому добавился холод и такой плотный туман, что видно было на три метра и ехать приходилось со скоростью 20 км/ч. В один из тоннелей метров за 200 до выхода заполз туман — пришлось пробираться на ощупь, а выбравшись из другого мы-таки угодили под ливень. Но решили, что с гор надо все-таки спуститься, потому что ночевать в тумане и холоде на высоте 1000 м как-то не улыбалось. Собрав последнюю волю, рванули дальше в сторону долины и отеля: ставить палатку под дождем, мерзнуть опять всю ночь и снова не выспаться было бы несправедливым завершением этого дня.

 


 

Остановились в мотеле по цене 4-5* гостиницы в Словении, например. Зато на берегу красивого озера, с безлимитной горячей водой и толпой розеток, чтобы зарядить все наши многочисленные девайсы.


На следующий день до начала очередного дождя успели еще немного обалдеть от красоты гладких местных озер с прозрачной зеленой водой, в которой, как в зеркале, отражаются скалы и луга, от гор, покрытых контрастным зеленым мхом и валунами, между которыми с самого верха падают вниз ручьи.


По Бергену нам удалось погулять около часа в перерыве между ливнями. Главное — успели посмотреть на знаменитые цветные деревянные дома на набережной!

 


 

Ближе к Ставангеру ландшафт стал менее гористым, но более каменистым. Деревья почти исчезли, и вокруг начались каменистые поля, покрытые мхом и травой. И на них толпами паслись овцы, козы и коровы — Норвегия довольно сельскохозяйственная страна. Ну еще бы: чем, как не скотоводством или рыболовством заниматься всем этим товарищам, которые живут в одиноких домиках в горах или на берегах фьордов. При этом домики, несмотря на свою одиночность и разбросанность по всей стране, снабжены электричеством, водой и асфальтированными дорогами. Цивилизация!

 


 

С третьей самой известной достопримечательностью Норвегии после «Лестницы троллей» и Гейрангерфьорда — утесом «Стул священника» (Preikestolen, Pulpet rock) — нам повезло гораздо больше, чем с первыми двумя, — погода была отличная!

 


 

Почему-то в Москве мне казалось, что к Утесу должна вести асфальтированная дорога, как тут везде, и что на него можно чуть ли не на мотоцикле заехать. Я даже представляла себе такие красивые фотографии: мы с мотоциклом на скале...

 


 

Пришлось сильно удивиться, узнав, что от парковки до утеса нужно два часа (4 км) буквально карабкаться по каменной тропе в гору! Вместе с молодежью по этой тропе шло много детей и бабушек с дедушками лет по 65! Вот это они молодцы! В России надо отменить бесплатную медицину или сделать ее еще хуже, чем сейчас, — может, тогда мы тоже начнем вести здоровый образ жизни, как все скандинавы.

 


 

Но Утес стоил четырех часов (по два туда и обратно) карабкания по камням! Красота неимоверная! И страшно очень — высота 600 м. На самом утесе народ толпится, как гагары или олуши на скалах. Мы тоже потолпились, пофотографировались немного и побрели обратно.

 


 

Дальше двинулись по направлению к Осло. Дорога шла очень живописная. Я уже устала восхищаться красотами, по которым мы едем. Но вот что интересно: в Скандинавии очень много маленьких городков, скорее, поселков городского типа, находящихся в стороне от основных туристических троп. Что же делают живущие в них люди? Где и кем работают? Говорят, норвежцы, теоретически, могут вообще не работать, т.к. изначально богаты за счет нефти и рыбы. Но при этом бензин и еда у них очень дорогие. А вот техника, например, стоит почти как у нас... Непонятно, чем они все тут занимаются в своих одинаковых ящикоподобных домиках на склоне горы с видом на фьорд и гладко подстриженным газоном.

 


 

Конечно, такое длинное путешествие не могло обойтись без неприятностей — километрах в 300 от Осло на VTX’е прокололи колесо. В местном сервисе кое-как поставили заплатку: не знаю, как некоторые монстры латают на VTX’e колеса в одно лицо да в чистом поле, подкапывая под мотоциклом ямку, чтобы колесо это снять, но в сервисе нам для этого потребовались две поднимающие установки и трое мужчин!

 


Когда добрались до Осло, первым делом поехали покупать новую резину, потому что саморез, которым прокололи колесо, ее сильно попортил. Пока нам меняли шину в сервисе, разговорились с русским «дедушкой», как звали его коллеги. Я сразу заподозрила в нем какого-нибудь начальника цеха по характерному брюзжанию «что за молодежь пошла — ничего делать не умеет». И действительно — раньше он работал не кем-нибудь, а главным инженером на Киевском мотоциклетном заводе!

 


«Дедушка» посетовал, что квалификация у местных сервисменов не очень, и что они уже испортили нам старую камеру и теперь думают, как бы поставить новую: проблема в том, что у хондовских колес в ободе очень узкая дырка для нипеля — под специальные хондовские камеры. А наша новая камера была обычная, с более толстым нипелем. Так вот эти «мастера» хотели просто оставить нипель болтаться внутри шины! Продержалось бы такое изобретение хорошо если километров десять. Но спасибо «дедушке», он заставил товарищей сделать все, как положено, т.е. расточить дырку в ободе.


Сам Осло оказался каким-то нетуристическим городом — не удалось найти ни одной сувенирной лавки, поэтому мы остались без традиционного магнита на холодильник. Посмотрели на королевский дворец, здание, где вручают Нобелевскую премию мира, прошли по центральной улице, на которой собираются местные байкеры, и рванули дальше, наверстывать потерянный из-за колеса день.


Так что прощай, Норвегия! Хоть ты и подпортила нам впечатления погодой (из 8 дней только 3,5 были без дождя, и это удача!), но мы очень счастливы, что наконец-то осуществили свою мечту и навестили тебя. Ты очень красива! Может быть, когда мы станем бабулькой и дедулькой, то купим кемпер и вернемся, чтобы, не торопясь, еще раз проехать по «Лестнице троллей», забраться на «Стул священника» и купить-таки магнит в Осло!

Снова Швеция

Доехали до кемпинга, которые на равнине встречаются довольно редко, около 11 вечера, но он оказался уже закрыт! Проклятые европейцы! С их соблюдением прав человека после 9 вечера усталому путнику ни поесть, ни поспать, ни сэкономить! Пришлось селиться в соседнем отеле за 950 шведских крон, что уже, слава богам, не 5, а 4 тысячи рублей. Но зато завтрак и какая-то древняя развалина рядом, которую мы и пошли осматривать с утра.

 


 

Крепость Бухус была построена в 1308 году. Несколько веков служила главным оборонительным сооружением норвежцев, чья граница проходила тогда где-то в этом районе. Крепость выдержала 14 долговременных осад! И взяли ее шведы только в конце 17 века. После чего решили разобрать — каждый житель соседних деревень мог утащить на свой участок камушек от замка. Благо, растащить его целиком все-таки не удалось.


После краткого знакомства с местной историей поехали в Гетеборг. Там есть известный музей науки и природы — Юниверсеум (Universeum), сделанный в европейском обучающе-игровом стиле: обезьянки и разные неопасные птицы в отделе живности ходят прямо рядом с людьми; в отделе науки можно посмотреть и потрогать кусок космической станции, причем явно русского происхождения, т.к. некоторые надписи были на русском и без ошибок. Можно снять свои отпечатки пальцев, провериться на детекторе лжи, научить камеру определять свою физиономию и потом открывать дверь по скану лица. Можно затопить макет Гетеборга и покататься на аттракционе «лошадь»... Рай для детей, да и взрослым есть чем заняться. Такими и должны быть музеи!

Дания

Дальше наш путь лежал в Копенгаген. Из шведского Мальмё до пригорода датской столицы через пролив Ёресунд построен самый длинный в Европе мост, плавно переходящий в тоннель — общая длина сооружения около 15 км.

 


 

Копенгаген — красивый город, весь в темно-красных кирпичных зданиях. В нем есть знаменитая старая «новая набережная», построенная в 1673, кажется, году. Дома так и стоят с тех пор — в них теперь, понятное дело, рестораны. Туристы сидят по кафешкам, местные с пивом и пиццей — на деревянных бортиках набережной.

 


 

Сходили посмотреть на район Христиания, который в 60-х основали хиппи и всякие вольные художники как островок нецивилизованной свободной жизни, от которого сегодня остался небольшой квартал. Он стал одной из городских достопримечательностей. Там до сих пор можно открыто купить «травки», а вот более тяжелые наркотики вывели. Жаль только, это все отдает театром, как деревни бедуинов в Египте, в которые возят туристов на экскурсии, — немного ненастоящие.

 


 

Поразило бешеное количество велосипедистов! Около 40% копенгагенцев ездят на великах на работу. Весь город — в велодорожках и заставлен толпами велосипедов. Тысячи велоциклистов, похожих на стаи велоцерапторов, носятся по городу, возят в минитележках вещи, собак и детей.

 


 

Еще мы в Копенгагене видели специальный пожарный мотоцикл с настоящим брандспойтом и двумя небольшими баками воды, чтобы оперативно начать тушить.

Домой, пора домой

Покатались, пора и честь знать. Вернулись в Стокгольм, оттуда на паром — и домой. На Viking Line взяли себе места на палубе — deck places — т.е. без каюты. Все-таки 175 евро — это не 340, если с каютой.

 


 

После отплытия обследовали паром, прикидывая, под какой лестницей бросать спальники. Но потом обнаружили специальную комнату — sleeping room — для таких нищебродов, как мы: пустое помещение, несколько стульев — раскладывай спальники на полу и спи неспокойно — пол и стекла дрожали, двигатели и море за окном шумели, дверь плотно не закрывалась, дети всякие заглядывали посмотреть на нищебродов из России... А нам было все равно! «Вы не понимаете, мы домой едем!»

 


 

Границу прошли быстро. Тетка на нашем паспортном контроле нахамила — добро пожаловать домой! Грандиозное путешествие мечты закончилось. Было здорово, интересно, красиво, сложно, холодно, серпантинно, мокро, весело, необычно, спонтанно, круто!

Итоги:

Страны: 4
Километры: 6 380
Дни: 18
Бюджет: около 150 000 руб.:

  • Визы и страховки — около 7 тыс.
  • Бензин — 29,5 тыс.
  • Паромы — 20,6 тыс.
  • Еда, в основном из магазина — 29 тыс.
  • Жилье — 26,8 тыс.
  • Разное — 10,4 тыс.
  • Незапланированные расходы (фотоаппарат и резина) — 24 тыс.
Автор: Наталья Умнова
Фотографии автора
Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: Минск Турист


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free