|
ДОПИНГ РАЗРЕШЕН
фото автора
КАСТОМ-КРИТИК ДМИТРИЙ ДОЛЬНИК С ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ ПО КАСТОМАЙЗИНГУ
Скажите откровенно, положа куда следует руку: кастомайзинг - это искусство? Ремесло? Или изощренный способ дойки клиента? "Всего понемногу"? Это не ответ, это уход от ответа… (Вот ведь достал, да?) Ладно, не буду вас больше мучить: кастомайзинг - это, оказывается, спорт. Чемпионаты, по крайней мере, уже проводятся (поговаривают, не за горами чемпионат мира по балету и Кубок Европы по живописи маслом). У чемпионов грудь колесом, публика млеет от важности происходящего и причастности к историческому моменту, а злопыхатели злобно пыхают замусоленными чинариками и брюзжат, что эти чемпионаты, мол, ненастоящие и все в этом мире куплено.
Ну и ладно, спорт так спорт. Хорошо хоть допинг-контроль не ввели… С этими оптимистичными мыслями я и отправился в германский город Майнц, который, если верить энциклопедии разведчика, расположен на левом берегу Рейна. Здесь и проходил чемпионат Европы по кастомайзингу. Звучит серьезно, так что напустим на себя солидности, сдвинем брови и войдем под своды выставочного центра Phoenixhalle, оставив за спиной до неприличия правильную немецкую весну, словно бы хвастливо твердящую: "А у нас лучше, а у нас лучше!.."
Посетителей, как и ожидалось, встречал "золотой медалист" из Канады - Goldammer Board Tracker, прошлогодний победитель первого чемпионата мира. С новой фарой. Нельзя сказать, что она его испортила, но вот на кой был нужен сей умопомрачительный "апгрейд" - не совсем понятно. Мне, по крайней мере. Чего уж тут "улучшать", когда мотоциклу все равно одна дорога - в музей? А вот и сам Роджер Голдэммер нарисовался, чтобы погреться самую малость в лучах софитов и славы. При этом одним глазом канадец присматривал за своим детищем, вторым же косился на стоящий в нескольких метрах новый байк другого виртуоза ретро-стиля - бельгийца Фреда "Круггера" Бертрана. И был, скажу я вам, повод глаза корячить. От Speedbowl с мотором типа Panhead, очередной "круггеровской" кастом-стилизации под рейсер 20-х, исходил такой магнетизм, что некоторые посетители буквально прикипали к мотоциклу очками. Удалось-таки мужику упрятать тормозной механизм внутрь перьев вилки! Вживил мастерски! Как там и было! А сама вилка? Вглядитесь повнимательнее: песня!
Я тут по ходу дела обнаружил интересную закономерность в творчестве "Круггера". Его первый ретро-кастом The Racer (2002 год) имел "пухлый" бак, следующий - Maywood (2003 год) - бак-"доску", прошлогодний Hot Climbing - снова "пухлый" бак, Speedbowl - сами видите. При этом традиционные "старо-харлеевские" цвета тоже чередуются: The Racer - серый, Maywood - коричневый, Hot Climbing - опять серый, соответственно Speedbowl - снова коричневый. Какой из этого вывод? Да, пожалуй, только один: я очень наблюдателен.
Забегая вперед, скажу, что "Круггеру" на этом чемпионате досталось четвертое место в номинации Freestyle (а это и есть основная номинация). Вот уж не знаю, надеялся ли он на первое? Все бы ничего, если б не сенсация прошлого года - его же, "Круггера", Hot Climbimg. Тот был откровенно революционен. Speedbowl же по отношению к нему - скорее эволюция.
К тому же конкуренция нынче была - будь здоров! Судите сами: 64 кастом-билдера представили на конкурс 71 байк. География участников тоже впечатлила: Германия, Австрия, Нидерланды, Бельгия, Швеция, Дания, Финляндия, Великобритания, Испания, Италия, Чехия, Польша… Наши замечены не были. Пока. (Это я не в том смысле, что прощаюсь - это я надеюсь на светлое будущее.)
И что же немцы? О, они по-прежнему "на коне"! Хотя приходится им несладко - соседи по Евросоюзу со всех сторон напирают, совсем страх потеряли! Но разве таких мастодонтов, как Томас Хаберман, этим пробьешь? Ни в жизнь! Его великолепный (по-другому не скажешь) Caligo и стал обладателем "золота". Ну что тут скажешь - воздалось Томасу по заслугам. Столько лет оставался в тени. А ведь и для "Триангуляра" ("Мото", № 12-2003), и для "Золотой мечты" Ули Анликера ("Мото", № 2-2005), и для несметного количества других проектов гнул-варил рамы. Да и собственные мотоциклы в последнее время его Habermann PerFormance стала строить весьма достойные. Короче, награда нашла героя.
Под впечатлением от увиденного я посетил VIP-буфет. Халява, но без пива.
А что припас небезызвестный мастер и почти шоумен Маркус Вальц (этакий немецкий Джесси Джеймс или, скажем так, человек, стремящийся стать немецким Джесси Джеймсом)? Мастерская Walz Hardcore Cycles в Майнце впервые представила публике свой байк-трибьют культовому американскому актеру Джеймсу Дину, погибшему 50 лет назад за рулем своего спайдера Porsche c бортовым номером "130" и собственным именем Little Bastard. Все эти факты нашли отражение в оформлении - годы жизни Дина, номер "130", эмблема Porsche, надпись "Little Bastard"... Вот только силуэт эпохе Джеймса Дина не совсем соответствует - такие "хай-неки" отсылают нас скорее к 60-м. Хотя черный матовый окрас и красные колеса как раз "в тему" - стопроцентный ранний хотроддинг. Удачный штрих: фары головного света "замурованы" в табличку с номером. И никаких "асфальтоукладочных катков" сзади! "200-я" резина - как раз впору (поначалу Маркус планировал установить даже "120-ю"). Мотоцикл эффектный, но… не "вальцевский" какой-то, с чужого, что ли, плеча. То ли "торчат уши" Билли Лейна, то ли еще кого… Американский ретро-чоппер. Может, в коммерческом плане этот ход и правильный (а Вальц всегда обладал завидным коммерческим чутьем), но обращение Walz Hardcore к теме "олд-скул" показалось каким-то не совсем убедительным, чувствуется этакая легкая фальшь. Как надпись на заднем крыле: "Walz Hardcore Cycles, since 1967". Человек неискушенный может подумать, что компания - почтенный патриарх. Вот только, чтоб не соврать, 1967 - это год рождения Маркуса. Результат? Увы, шестое место. Подозреваю, Маркус рассчитывал на большее. Кстати, он заявил, что James Dean Tribute Bike будет построен мини-серией из трех экземпляров по цене 50 000 евро. Не пропадать же добру!
Изделие под названием No Limit Custom (NLC) - побочный проект Хольгера Шнеля, шефа известной (в основном своими файтерами) компании Big-Bike. Наконец! Наконец получилось что-то интересное из "не поддающегося кастомайзингу" V-Rod. Гармонично и по-немецки мощно. Были выставлены Ground Zero и более поздний Stealth с "трехсоттридцаткой" сзади. Последний вошел в десятку кастомов-лидеров (восьмое место). Среди работ, представленных хозяевами чемпионата, были и другие интересные экспонаты, но десятка лучших не резиновая…
Второй приз взял Пит Хофман из стремительно набирающей обороты голландской конторы Violator Motorcycles. Его фантастический Full Metal Jacket c 2377-кубовым мотором S&S сразу стал одним из безусловных фаворитов как у непредвзятой публики, так и у предвзятой (читай - других мастеров). На мотоцикле постоянно валялись специально обученные девицы, обостряя и без того немалый ажиотаж журналистов. (Фотографию мотоцикла без отвлекающей модели мне удалось сделать лишь в тот момент, когда без чувств ее унесли в подсобку, а следующая отказывалась выйти на подиум, несмотря на то, что ее, судя по крикам, в гримерке били.)
Третье место досталось уже известному нам ("Мото", № 3-2005) классическому весенне-зеленому чопперу Viridian ("viridian" - с латыни и есть "зеленый"), завоевавшему в январе почетное звание Best In Show в Падуе. С национальной принадлежностью этого мотоцикла в прессе полная неразбериха. Половина специализированных изданий сочли его шведским (каюсь, и я попался на этом), другая половина - финским… Проясню. Мистер Мур, хозяин построившей аппарат конторы Mr.Moore Custom Craft, в действительности финн, и по паспорту он - Мика Ниеминен. Но заказал байк шведский кастом-журнал MCM. К тому же в проекте были задействованы голландцы из Zodiac. Плюс кое-что делалось в Италии. Кромешный кастом-интернационал! Теперь Viridian поедет на чемпионат мира - такова участь байков, занявших первых три места в номинации Freestyle.
А это что за гимн пльзеньскому пиву в металле? "Тематический" байк чешских мастеров из VMP так и называется - Czech Bread ("Чешский хлеб"). Отличная работа! (Ну да, согласен - визуально немного тяжеловат.) Пусть пока девятое место, но эти ребята еще дадут чаду!
Шведы, как всегда, выступили сплоченно и результативно. Умеют же люди делать просто красивые мотоциклы: чистые линии, высочайшее качество исполнения, безукоризненная покраска… Любо-дорого! Что Broken Arrow Стефана Улена из AC Cycle (пятое место), что Super 88 Карла Андерса Андерссона из Cycle World (седьмое) - высший пилотаж! Десятку лучших замыкает тоже швед - байк постройки Unique Custom Cycles.
Ну что, в VIP-буфет? Пожалуй…
После буфета можно и несколько слов о номинации HR3. "Чемпион мира среди кит-байков Custom Chrome серии HR3" (то есть построенных из деталей и узлов, заказанных по каталогу) - звучит, согласитесь, странно. Ну да ладно, деньги еще никто не отменял. (Помнится, мечтали в детстве, что вот-вот грянет коммунизм, отменят деньги, ворвемся в магазин и наберем немерено вкусностей… Облом-с, надурили детей… Не прощу…) В этом классе первое место досталось швейцарцам из Classic-Cycles, второе - британской Thundercity, а третье разделили итальянская контора Bike In Black Garage и братья-славяне Free Rider Motorcycles из Польши. Были еще мотоциклы, которые заявили сразу в двух категориях - Freestyle и HR3 (например, Crystal Sheep II мастерской Stop & Go Motorcycles), но в итоге не отмечены ни в одной. (Так и в жизни… Эх…)
Наконец, последняя номинация - стритфайтеры. Здесь колебаний в выборе лидера не было, пожалуй, ни у кого. Мастера MS-Bikes подняли планку своим El Alamein на недосягаемую для соперников высоту. "Тема" мотоцикла (Африканский корпус, 1941-43 гг.) рискованная, неоднозначная. Но исполнение блестящее! В смысле наоборот - песочно-матовое. Вот это, я вам доложу, и есть то, что принято называть "концепцией"! Это вам не "концептуальный" "Вася-86", построенный Васей в честь памятного ему 1986 года, когда старшие дворовые друзья поведали ему, откуда берутся дети. (Прости, неизвестный Вася, если обидел…)
Второй приз в этой категории получил Deep Bull от команды Spaehn-Racing (опять же смотри отчет в "Мото" о Падуе), третий достался Brandys Biker Store. В итоге весь файтеровский пьедестал оккупировали немцы. Что, впрочем, закономерно.
Не могу не сказать пару теплых о трайках, моей тайной страсти и явной любви (или наоборот, но не важно). Их было два, но каких! Уже известный нам по Падуе красавец от голландской S.P.S. и белоснежный Remember The 20s Ульфа Стьернхольма. "Вспомним 20-е" - это не кастомизированный "харлеевский" Servi-Car, как могло поначалу показаться. Тут замес хитрее! Этот трайк на задних колесах от Chevrolet с "345-й" резиной слеплен из настоящего Harley-Davidson модели J образца 1928 года! С родным 1,2-литровым мотором! (Ревнители ортодоксальной мотореставрации, не принимайте близко к сердцу то, что получилось. Ну да, пошла такая тема в ретро-кастомайзинге - на полную использовать "натуральные ингредиенты". Но что поделать, если у Ульфа, как назло, под рукой и не оказалось ничего, окромя довоенных аппаратов)…
В этот момент я понял, что пришел час экстренно принять пищу, и обреченно побрел в VIP-буфет.
Вне конкурсной программы наблюдалось также немало интересного. Жизнь кипела! Петер Пенц со своими творениями еще был здесь, но, похоже, одной ногой уже в самолете: его ждала Дайтона (где, кстати, он имел счастье испытать успех со своим Relaxed ATMosphere). А вот Фред Кодлин явно никуда не спешил: сидел в окружении барышень на своем стенде и самозабвенно пил вино. Маэстро был явно доволен жизнью, и, похоже, ему так никто и не сказал в лицо, что Shine - это, мягко говоря… не лучшее, что он сделал.
А в фойе стояли так называемые "проект-байки" немецкой версии Easyriders (сейчас любой уважающий себя кастом-журнал строит собственные "проекты" - тенденция, однако). Прошлогодний "проект" немецкого Easyriders назывался Bob Twin и представлял собой пару симпатичных бобберов-Knuckle-head с соответствующим антикварным силовым агрегатом (ну вот, опять) и Blockhead с современным "харлеевским" мотором. Мотоциклы собраны франкфуртской мастерской Harley Factory. Рядом пристроился и первый "проект" этого издания - Chopster 2003 года работы Фреда Кодлина ("чопнутый" Sportster, как на мой испорченный вкус, - ничего такого-этакого, даром что Фред Кодлин)…
И тут меня осенило! А не сэкономить ли энную сумму командировочных, привезти их обратно в редакцию и построить на эти деньжищи что-нибудь феерическое. Тогда мы их точно порвем! Я так ясно представил этот триумф, что, охваченный волнением, рванул в VIP-буфет…
Итак, подобьем, что имеем. Какое направление для дальнейшего развития кастомайзинга задал Майнц? Похоже, Майнц не будет против, если назову сразу несколько направлений. Три мотоцикла-победителя - три стиля. Так что выбирайте сами - как говорится, у каждого своя голова за плечами. Какой он все-таки мудрый, этот Майнц…
Не стоит забывать и тот факт, что, несмотря на массированный пиар, чемпионат (что европейский, что мира) является все-таки "чемпионатом по версии Custom Chrome". То есть многие маститые кастомайзеры (прежде всего имею в виду американцев) по разным причинам в нем просто не участвуют. Да и вообще, европейцы очень любят подпитывать миф о некой исключительности местного кастомайзинга. Американцы вроде не спорят: мол, старушка Европа - это круто, хайтек, неожиданные решения и все такое!.. А про себя думают: "Все-таки истинный кастомайзинг - штатовский! Боже, храни Америку, и аминь на этом!" Иначе, с чего бы европейский чемпионат считался всего лишь "квалификацией" перед вторым чемпионатом мира, который пройдет в ноябре - тут уж без вариантов - именно в США. На этот раз - в Лас-Вегасе, среди казино и двойников Элвиса. Там и станет ясно, на каком берегу Атлантики расположена Европа.
По идейным соображениям не буду заканчивать бородатым лозунгом "Viva Las Vegas!". Не хочу.
Да здравствуют VIP-буфеты!
|
|