|
Утилитарный снегоход/2014 г./265 кг/503 см³/43 л.с./199 900 руб. Пробег на момент публикации — 120 км Подходит к концу первый месяц нашего длительного теста самого бюджетного отечественного снегохода — Тайга Варяг 500. К сожалению, снега, в достаточном для покатушек количестве, насыпало не так давно, так что и пробег нашего подопытного составил довольно скромные 120 км. Тем не менее, мы собрали довольно много интересных фактов о нашей машине. Надо заметить, что в столь малом пробеге в большей степени виновата не запоздалая зима, а топографические особенности в районе места постоянной дислокации снегохода. Дачный поселок на севере Подмосковья окружен довольно густым и диким смешанным лесом, и за лето и осень наши тропки, пробитые еще в прошлом сезоне, серьезно завалило буреломом. Так, три выезда из четырех за прошедший месяц принесли в копилку всего около 40 км пробега из-за того, что мы больше шли пешком с бензопилой в руках, нежели ехали на снегоходах. Трое выходных были потрачены только на то, чтобы пробиться через лес к более открытым участкам местности. Кстати, у Тайги нашлась очень удобная незадокументированная функция: если снять с карбюратора топливный шланг, идущий от ручного насоса подкачки, этим самым насосом можно заполнить бак пилы за минуту. Но вернемся к снегоходу. Изучая инструкцию по эксплуатации, мы обнаружили, что установка коньков на лыжи должна осуществляться в рамках «послепродажной» подготовки техники после извлечения снегохода из упаковки. Коньки действительно обнаружились в багажнике, вместе с набором инструментов ЗИП. Однако крепежа к конькам в комплекте не обнаружилось. Хорошо, что в гараже нет дефицита гаек М10, однако «сделать красиво» — подобрать шесть одинаковых, красивых, самоконтрящихся, не получилось. Поставили что было. И поскольку нет у нас ничего более постоянного, чем временное, за новыми гайками в магазин ноги, скорее всего, уже не дойдут. Собственно, проблема не в том, что гайки некрасивые, а в том, что у кого-то их может не оказаться в наличии при сборке снежика. Одно дело, когда магазин рядом, а другое, когда требуется собрать аппарат где-нибудь в тундре и поехать. В общем, косяк комплектовщика налицо. | Крепежа коньков в комплекте не оказалось. Поставили "что нашли" в гараже | Далее, на всякий пожарный, как говорится, решили провести полный осмотр и подготовку снегохода к выезду. Жизненно-важный элемент конструкции — ремень вентилятора охлаждения — оказался катастрофически не натянут. Такое ощущение, что при сборке на вал просто надели требуемое по документам количество регулировочных шайб и так собрали. Конечно, вентилятор крутился, мотор охлаждался, но даже намерзший снег мог его запросто подклинить, и прослабленный ремень уже не смог бы его провернуть. Словом, ненатянутый ремень — прямая дорога к «клину» мотора, тем более, необкатанного. Хорошо, что заметили вовремя и отрегулировали по «мануалу». Одна шайба оказалась лишней — положили ее в ЗИП. | Ремень вентилятора (слева) оказался недотянут. К вариатору (справа) претензий нет | Дальнейший осмотр показал, что в поворотных кулаках практически нет смазки. Смазка присутствовала исключительно номинально. Косяк, конечно, не очень критичный, но на срок службы узлов в перспективе мог бы повлиять довольно серьезно. Кулаки смазали через пресс-масленки. Кстати, чтобы подобраться к пресс-масленке правой «ноги», приходится снимать выхлопную трубу. Процедура несложная, занимает пару минут, но всяко — лишняя процедура. Не очень удобно. | Поворотные кулаки оказались не смазаны | Практически с первых же «открываний-закрываний» капота начал разгибаться карабин, которым крепится трос-органичитель капота. Мелочь, но неприятно. Скорее всего, через пару недель придется что-то придумывать, ибо его однозначно разогнет до состояния гнутого гвоздя — слишком мягкая сталь. | Карабин троса капота начал разгибаться почти сразу | Удивил и трос газа. У входа в крышку карбюратора трос довольно сильно изгибается. Практически на новом аппарате, с пробегом всего в пару десятков «кэмэ» мы обнаружили надлом оплетки. Очевидно, что в этом виновата некорректная прокладка троса. Поскольку переложить его иным образом не представляется возможным, некоторое время мы понаблюдаем за развитием дефекта, и если надлом будет расти, будем укреплять трос какой-то муфтой. | Оплетка троса газа - надлом из-за неудачной прокладки троса | Странным образом повел себя и шнур ручного стартера. Буквально на третьей — пятой заводке нового снегохода он порвался в сантиметре от места крепления к катушке. Повезло, что это случилось в гараже, а не во время выезда. Под руками были инструменты, быстро починили. К слову, больше обрывов не было, однако шнур, больше похожий на бельевую веревку, уже заметно разлохматился. Видимо, к середине сезона придется его менять. Еще одна неприятность обнаружилась примерно на 70-м километре пробега. Кожух, отделяющий подкапотное пространство от «помещения» фары и спидометра, крепится на пластиковых пистонах. При очередном открытии капота мы обнаружили кожух, висящим на одном пистоне. Остальные самоликвидировались с законных мест и бесследно исчезли. Пистоны, к слову, самые обычные, вроде тех, на которые собрана половина салона вазовской «девятки». В ближайшее время купим новые в автозапчастях. Опять же, мелочь, но досадная, хоть на скорость и не влияет. | Кожух фары "растерял" почти все пистоны | Когда температура воздуха поднялась до околонулевых отметок, начал запотевать спидометр. Видимо, его корпус не совсем герметичен, и теплый воздух с паром от талого снега поднимается от двигателя и попадает внутрь прибора. Не сказать, что запотевание мешает обзору, но влага внутри электронного прибора — залог того, что очень скоро его начинка превратится в ржавые лохмотья. Ближе к «сотне» пробега начал подглючивать суточный счетчик пробега. Он самостоятельно обнулился прямо на ходу и некоторое время не отсчитывал пройденный путь (хотя основной одометр работал исправно, что говорит о том, что виноват не датчик на двигателе, а именно «мозги»). Через несколько километров суточный одометр «проснулся» так же внезапно, как и вырубился, и продолжил работать в штатном режиме. В общем, ждем кончину спидометра в ближайшее время. Пожалуй, последняя неприятность месяца — разбитое лобовое стекло. Случилось это досадное недоразумение на последних сотнях метров очередного выезда. Чтобы попасть на территорию садового товарищества, нужно, как это часто бывает, переехать водосточную канаву. В ней, как это тоже часто бывает, растут всевозможные кусты и молодые деревца. Преодолевая «ров» под углом (иначе не позволяла «география»), снегоход на практически нулевой скорости завалился на бок и «лег» стеклом на деревце, толщиной сантиметра четыре. Именно эта встреча стала последней для стекла Варяга. Подобное поведение поликарбоната удивило. Уж сколько раз мы валяли продукцию Русской механики, и даже вверх «ногами» кувыркали — стекло всегда просто сгибалось. В общем, скорее всего, просто не повезло — у любой конструкции есть «слабое место». На этом список неприятностей заканчивается. Несмотря на то, что перечисление «косяков» заняло довольно много места «на бумаге», список их не так и велик. Теперь о хорошем. Я опасался, что бесстартерная и безаккумуляторная схема электрооборудования для упрощения конструкции окажется «переменной». То есть с переменным током в системе. Так, к примеру, поступали японцы на своих легких эндуро в восьмидесятых. Вроде как лампочкам постоянный ток не нужен, зажиганию — тоже, а значит, не нужно городить огород с реле-регулятором, выпрямителем и т.д. К счастью, Варяг 500 имеет схему с постоянным током, что значительно облегчает установку допоборудования. Так, мы установили и запросто подключили GPS навигатор. Уже закуплена и ждет своего часа розетка-прикуриватель. Можно будет заряжать телефоны. Не возникнет проблем и с подключением светодиодной оптики. Шнур подогрева визора шлема также будем подключать в ближайшее время. Он был в комплекте со шлемом HJC. В подкапотном пространстве мы обнаружили странную трубочку, похожую на топливный шланг, которая была аккуратно намотана на одну из труб рамы. Поскольку в топливной системе все трубки были на месте, мы пришли к выводу, что это — запасная топливная трубка, заботливо включенная в комплект на случай, если какая-то из основных лопнет на морозе. Ну и слить бензин из бака «коллеги», если что, можно будет без проблем. | Запасной шланг - приятная мелочь от производителя | В остальном (вернее даже сказать, в самом основном — в покатушках) снегоход дарит только положительные эмоции. Заводится с первого рывка стартера, свечи не закидывает даже в рваном режиме езды по лесу в «четверть газа», весьма скромен в аппетитах и постепенно выходит из «детского» возраста обкатки двигателя. Инструкция объясняет это так: до пробега 300 км система зажигания Ducati ограничивает максимальные обороты двигателя. По достижении 300-километрового пробега система автоматически снимает ограничение, и двигатель выходит на номинальную мощность. Однако на деле складывается впечатление, что «мозги» поднимают планку «красной зоны» постепенно. Если новый снежик отказывался ехать быстрее 40 км/ч, на пробеге около 60 км максимальная скорость выросла примерно до 60 км/ч, а сейчас, при пробеге 120 км, «максималка» составляет уже свыше 70. Конечно, причина и в том, что узлы и агрегаты «прикатываются», тем не менее. В общем, продолжаем испытания, собираем в «спичечный коробок» косяки и получаем удовольствие от катания. Как ни крути, но ничего, способного повлиять на ходовые качества снегохода, пока не случилось, и очень надеемся, не случится. Двигатель и трансмиссия работают как часы. В новогодние праздники мы планируем большой «дальнобой» по Тверской области. Так что накат будет. Очередной отчет по длительному тесту ждите через месяц. Расходы за отчетный период: Топливо АИ-92, 30 л — 930 руб. Комплект запасных свечей зажигания NGK, 2 шт. — 202 руб. Масло для двухтактных двигателей, 1 л — 350 руб. Запасной ремень вариатора Gates — 2550 руб. Ветровое стекло 1650 руб. Итого: 5682 руб. Благодарим компанию «Русская Механика» за предоставленный снегоход.
|