Легенда рынка – BMW R 1200GS и «новобранец» Yamaha XT1200Z Super Tenere. Не надо быть большим специалистом в мототехнике для констатации факта, что этой парочке суждено стать злейшими врагами в сегменте тяжелых эндуро.
Коммерческий успех тяжелого эндуро BMW R 1200GS вдохновил не одну мотоциклетную компанию на создание модели подобного класса под своим брендом.
Например, итальянцы из Ducati соорудили свой эндуро Multistrada 1200S. Отличный аппарат, с гипермощным мотором, но по ходовым свойствам больше похожий на спортбайк, чем на эндуро туристического толка. У авcтрийской КТМ стоит на вооружении Adventure 990 – с явным деферентом в сторону спортивного кросса. В этом его плюс и одновременно минус, так как за улучшенные внедорожные свойства приходится расплачиваться комфортом. В нынешнем году в борьбу за свое место под солнцем в сегменте тяжелых эндуро включилась Yamaha, представив новейшую модель XT1200Z Super Tenere. Даже визуальное сходство BMW R 1200GS и Yamaha Super Tenere настолько очевидно, что сравнить эти мотоциклы сам бог велел.
Габариты и технические параметры Super Tenere практически точно совпадают с характеристиками BMW R 1200GS. Получается, что Super Tenere клон?! Нет, конечно! Это было бы для Yamaha слишком оскорбительно. У японцев есть своя история внедорожных эндуро, написанная в 80-х и 90-х годах прошлого столетия мотоциклом Super Tenere 750 – шестикратным победителем ралли Париж–Дакар. Однако нынешний Super Tenere XT1200Z не реинкарнация старой спортивной модели, а скорее всего ее эволюционное продолжение, вышедшее на более высокий технологический уровень.
Во время теста у меня сложилось впечатление, что в снаряженном состоянии Super Tenere намного легче BMW R 1200GS. Ошибочка вышла! По официально заявленным техническим характеристикам «баварец» с полным баком легче на 32 кг. Наверное, ощущение тяжеловесности R 1200GS происходит от «широких скул» цилиндров оппозитного двигателя. Да и утробный рокот «оппозита» звучит намного авторитетнее, чем приглушенное урчание двухцилиндровой рядной установки Super Tenere. Правда, ямаховский мотор мощнее на 5 л. с. К тому же у него жидкостное охлаждение, а система смазки – по типу с «сухим картером» (отдельная емкость с маслом интегрирована в картер). Оба мотора настроены на хорошую отдачу по тяге на самых низких оборотах и «сочную» середину. На том и другом аппарате трогаться с места можно без добавления газа: отпустил рычаг сцепления и поехал.
Управление дроссельными заслонками у Super Tenere происходит по проводам (YCC-T наконец-то от спортбайков дошла до эндуро), что дало возможность оснастить мотоцикл системой D-mode, позволяющей прямо на ходу менять электронные карты управления двигателем. Режим T (Touring) рассчитан на спокойное, плавное движение без резких стартов. В этом режиме удобно ехать вне асфальта по грунтовым, разбитым дорогам, где мотор в основном «живет» на низких и средних оборотах. Спортивный режим S (Sport) подходит для максимально скоростного перемещения из точки «А» в точку «Б» и для активного движения в черте города. Субъективно, но Super Tenere в режиме S стартует заметно динамичнее своего визави.
Каждый из этих мотоциклов способен ехать со скоростью 210–210 км/ч. Правда, на этих скоростях штатная ветрозащита у обоих байков сдается под напором воздуха, и пилота начинает нещадно трепать, как флаг на корабле в сильный шторм.
У BMW R 1200GS колесная база чуть-чуть короче. Тем не менее за счет своих подвесок оригинальной конструкции (впереди Telelever, на корме – Paralever) немецкий эндуро никак не реагирует на мелкие неровности, участки срезанного асфальта и резкие порывы бокового ветра от проносящихся мимо встречных фур. Чтобы сбить GS с прямолинейной траектории нужен гранатомет.
Yamaha XT1200Z Super Tenere вопреки своему немалому весу и высокому центру тяжести (зато дорожный просвет 205 мм против 180 мм у GS) продемонстрировала удивительную любовь к поворотам. От пилота требуется минимум усилий, чтобы «заправить» мотоцикл в поворот по самой лихой траектории – до скрежета подножек.
Так какой же из мотоциклов лучше? На этот вопрос вам точно ответят только в дилерских салонах Yamaha или BMW. Если говорить объективно, то при выборе между этими эндуро решающим фактором будет уровень доверия отдельно взятого человека к конкретной марке. Второй момент, попадающий под рассмотрение, – комплектация. Японцы не пожадничали и включили в стандартную версию и систему YCC-T с двумя режимами работы, и регулируемый трекшн-контроль: стандартный режим TCS1 не допускает никаких пробуксовок, режим TCS2 позволяет легкую пробуксовку ведущего колеса. Если водитель в себе уверен, то трекшн-контроль он может вообще отключить. В базовую комплектацию входят и функционирующие в тесном сотрудничестве системы ABS с UBS. Суть работы UBS (Unified Brake System): при резком нажатии на рычаг переднего тормоза первым срабатывает задний тормозной контур, а затем уже к делу подключаются передние тормоза. Такой алгоритм срабатывания тормозных механизмов минимизирует возможность блокировки и последующего срыва переднего колеса. Если на песочном грунте со всей силы вдарить по педали заднего тормоза, то система UBS передаст тормозное усилие только на заднее колесо, но в таком количестве, чтобы колесо жестко не заблокировалось и мотоцикл не потерял стабильность. В жизни это выглядит так: в любой ситуации, на любой поверхности жмешь с испугу со всей силы на все тормоза, а мотоцикл без потери управления, прямолинейно, максимально активно замедляется. К такой «халяве» привыкаешь мгновенно. Потом, садясь за руль мотоцикла, избавленного от всяких электронных нянек-спасалок, чувствуешь себя в прямом смысле раздетым.
Баварский тяжеловес тоже может быть нафарширован электроникой, как рождественская утка яблоками, но эти «яблоки» в большинстве своем доступны только в качестве дополнительных опций. И если стоковый образец с АBS оценивается в 778 100 руб., то цена «заряженного» аппарата по полной программе зашкаливает за 830 000 руб. В «полную программу» входят: электрогидравлическая система регулировки ходовой части ESA, дистанционно ме-няющая не только уровень амортизации, но и степень натяжения обеих пружин подвесок; частично интегрированная АBS с трекшн-контролем. Об обогреве ручек руля, наличии датчиков давления в шинах и прочей мелочи, типа дополнительного разъема на 12 В, и говорить-то как-то неудобно. На мотоцикле за такую цену все это уже воспринимается как само собой разумеющееся.
Сейчас тот самый момент, когда в заключение надо сказать: мол, два мотоцикла хороши по-своему, у каждого свои плюсы, своя харизма и т. д. и т. п. И это чистейшая правда. Но лично я купил бы себе Super Tenere. Он современнее, дешевле… Спокойно, спокойно, господа, не надо в меня бросать камни! BMW R 1200GS – отличный мотоцикл, настоящая легенда: 30 лет на рынке, шутка ли! Нет, старичок, бить-то меня зачем?
Текст: Журнал «Автомобили»