Чисто английская поездка: слет любителей старинной мототехники |
|
|
Британский Vintage Motor Cycle Club (VMCC) проводит ежегодно более тысячи слетов поклонников старинной мототехники. А самый значимый из них – ежегодный Banbury Run.
Вот только не кидайте в меня камень: все же лучше поздно, чем никогда. Да, я всю свою жизнь провел на расстоянии броска этого самого камня от милого английского городка Бенбери. Да, я заядлый любитель мотоциклетной истории. Но при этом до сих пор я ни разу не принимал участия в Banbury Run – крупнейшем в мире слете поклонников действительно старинной мототехники. Ну что поделаешь, «костотрясы» выпуска до 1931 года – а допускаются к пробегу только такие аппараты – меня не слишком-то привлекали…
Но в этот раз Banbury Run проводился уже в 60-й раз, и ради такой даты я согласился на предложение Дика Ходжа, организатора пробега, и оседлал принадлежащий ему 500-кубовый Sunbeam Model 9. Выпущенный в 1930 году, этот аппарат по крайней мере не требует «легкой помощи педалями» на подъемах – у него, представьте себе, аж трехступенчатая коробка передач!
Город Бенбери выбран совсем не случайно. Он расположен всего в 65 км от Бирмингема – некогда центра британской мотопромышленности (в нем и его пригородах располагались заводы BSA, Norton, Triumph, Velocette, Sunbeam, AJS, Ariel, Royal Enfield – и я назвал лишь самые значимые марки!). А Бенбери тогда служил базой для заводских испытателей: через него вел путь в Мидлэнд – сердце Англии с ее живописными дорогами, служившими испытательным полигоном. Опробовать и тягу машины, и ее тормоза можно было на Санрайз-хилл – крутом подъеме с уклоном 1:7.
Первый Banbury Run состоялся в 1949 году – когда еще действовали послевоенные лимиты на бензин! – и собрал 80 участников. Затем число желающих росло такими темпами, что пришлось вводить ограничения: принималось 500 заявок, и лишь с прошлого года – 600. Конечно, нелегко разместить столько участников. Увеличить их число удалось лишь потому, что лагерь переместился на 20 км из Бенбери в Motor Heritage Centre в Гейдоне – в этом музее находится самая большая в мире коллекция британских автомобилей.
Ясное, но ветреное утро. На старт выходят 600 мотоциклов самых разных марок – от ABC до Zenith. Среди них 88 Triumph, 68 BSA, по 51 Sunbeam и AJS, плюс набор немецких, французских, бельгийских и американских машин – и, как это ни удивительно, ни одной итальянской! Все аппараты разбиты на три группы – в зависимости от возраста – и каждая группа проходит свой маршрут. Мотоциклы категории Pioneer – выпуска до 1914 года – идут по кольцу длиной 65 км, на котором нет крутых подъемов. Машины группы Early Vintage – выпуска 1914–1924 годов – проходят более сложный маршрут длиной 105 км, включающий подъем Санрайз-хилл. По самой длинной – 120 км – и сложной трассе идут аппараты категории Late Vintage (1924–1930 годы). На каждом из маршрутов вас ждут чек-пойнты, на которых надо отмечаться в определенное время. Впрочем, большая часть участников не обращала никакого внимания на всю эту псевдоспортивную мишуру и просто ехала в своем темпе, не отказывая себе в удовольствии остановиться у деревенского паба и пропустить кружечку-другую.
«Несмотря на то, что в этом году мы увеличили число участников на целую сотню, мы все же не смогли принять все заявки, – признается Дик Ходж. – Пришлось отказать 55 претендентам, причем среди них были два бывших президента VMCC! У нас настоящая демократия и никаких привилегий: кто первый встал, того и тапочки! Если вы не смогли вовремя заполнить заявку и отправить ее – sorry, это ваши проблемы». Для участия в Banbury Run вовсе не обязательно наличие седой бороды и пенсионного удостоверения: среди поклонников старинных мотоциклов немало и молодежи. Вот, например, Дэвид Кларк – он приехал из Шотландии со своим отцом: «Папа купил этот 500-кубовый Brown 1910 года еще в 70-х, но его реставрацию мы начали лишь три года назад. Насколько нам известно, это единственный сохранившийся мотоцикл этой марки. Я в первый раз на Branbury Run, а мой отец – он едет на CalThorpe – последний раз был здесь 35 лет назад, когда меня еще не было на свете!»
Рядом с лагерем Branbury Run раскинулась шикарная барахолка, где можно найти любые старинные детали и даже комплектные мотоциклы. Отдельное развлечение – стенды по маркам; самые впечатляющие экспозиции – у клуба поклонников мотоциклов Scott и коллекционера Velocette Айвена Родза, который привез компрессорный Roarer 1939 года, а также заводской гоночный мотоцикл, на котором выступал великий Стэнли Вудз.
Но все же главное – это сама езда! Sunbeam бодро трещит своим верхнеклапанным мотором, унося меня во времена, когда дороги были полупустыми, Британия – Великой, а британская мотопромышленность – ведущей в мире. Ранним воскресным утром на трассе нет почти никого, кроме самих участников пробега, и редкие встречные современные мотоциклы воспринимаешь как анахронизм. Я на скорости 70 км/ч мчусь от одной деревеньки, словно сошедшей со страниц романов Агаты Кристи, к другой, столь же живописной. К счастью, на этот раз обошлось без аварий – мелкие поломки не в счет – и даже всем удалось взять Санрайз-хилл (хотя некоторым пришлось для этого бежать рядом с мотоциклом).
Итак, я пропал! Едва добравшись домой, кинулся заполнять заявку на участие в Branbury Run в следующем году. Но как быть, если Дик Ходж скинет бремя организаторских забот и сам поедет на своем Sunbeam? Есть у меня одна мыслишка: а не исправить ли вопиющий недостаток – отсутствие на старте итальянских мотоциклов?
350-кубовый Bradbury (почти тезка пробега) 1904 года. Конечно, никаких коробок передач – просто ременный привод на заднее колесо. Интересная конструктивная особенность – трубы рамы, входящие в картер двигателя.
Сколько колес у машины по имени Quadrant? А вот и не угадали – только три. Аппарат выпущен в 1903 году, и его приходится заправлять специальным топливом, которое стоит 30 фунтов за галлон!
Rudge Multi 1913 года. Уникальная особенность этой машины – клиноременный вариатор вместо коробки передач. Правда, не автоматический: передаточное число выбирал сам водитель, меняя расстояние между шкивами специальным рычагом.
Royal Enfield 180 1914 года оснащен 770-кубовой V-образной «двойкой» JAP. В годы Первой мировой войны к таким мотоциклам цепляли коляску, ставили в нее пулемет – и вперед, на фронт! Кстати, немало таких аппаратов получила и русская армия.
Мотоцикл редчайшей английской марки PV – до наших дней дошло всего две машины. У этого 350-кубового аппарата 1923 года – подрессоренное заднее колесо.
Машины Джона Вулера всегда отличала крайне неординарная конструкция. Обратите внимание на свечную подвеску обоих (!) колес этого 500-кубового Wooler TT 1922 года.
Еще один экзотический аппарат – английский Ner-a-Car (что созвучно сочетанию «почти автомобиль») 1923 года. Его отличали низкая посадка водителя, обильная капотировка, 285-кубовый двухтактный двигатель и подвеска переднего колеса с поворотной ступицей.
Уникальная особенность британского Grindlay Peerless ST 1924 года – 1000-кубовый четырехтактный двигатель с гильзовым газораспределением (вместо клапанов – подвижные гильзы с окнами). Моторы такого типа отличались бесшумностью работы и огромным расходом масла.
Velocette K 1927 года – 350-кубовая модель с верхним распредвалом. Она и ее потомки четверть века задавали тон на гоночных трассах!
Scott TT Replica 1929 года – предтеча современных супербайков. У машины – 500-кубовый двухцилиндровый двухтактный двигатель жидкостного охлаждения.
Эрик Бланшард на этом 350-кубовом Douglas 1921 года три года назад выиграл гонку старинных мотоциклов, посвященную 100-летию Tourist Trophy, в классе двухцилиндровых машин.
|
|