Часы с заводом: GG Quadster |
|
|
Когда несколько лет назад я впервые увидел этот аппарат на выставочном стенде, мелькнула мысль: «вот еще один шоу-стоппер, который вряд ли когда-нибудь выберется на дорогу»…
GG Quadster: квадроцикл, 2010 г., 1293 см³, 175 л.с., 390 кг, около 50 000 евро (цена в Германии).
Но стоило подойти поближе, как под веселым, с хитрецой взглядом автора этого детища – швейцарца Вальтера Грютера, пришлось со стыдливым удивлением признать: игрушка-то настоящая! Не-ет, это не просто квадроцикл на низкопрофильных дорожных колесах с мотором BMW! Это наглядное пособие по технологиям века – или, если хотите, произведение инженерного искусства, коих во все времена были единицы. Наверное, чтобы придумать и сделать такое, нужно родиться в стране часовщиков и ювелиров.
Как Вальтер Грютер – главный конструктор и основатель компании Gruter und Gut, выпускающей эти машины. Впрочем, он не стесняется сам встать к станку, чтобы выточить по своим чертежам детали (работа на токарном или фрезерном станке с ЧПУ – одна из его профессий), сам крутит гайки и в завершение испытывает свою продукцию. И похоже, дело вовсе не в том, что в компании каждая пара рук на счету (всего там работает 7 человек, причем сплошь мотоциклисты), – просто уже с первых минут разговора становится понятно, что Джи-Джи, как его называют знакомые, по уши влюблен в свою работу.
Свои дорогие игрушки Вальтер Грютер делает для таких же, как он сам, перфекционистов, которые оценят и выточенный из цельной отливки картер заднего моста, в котором живет дифференциал ограниченного проскальзывания, и параметрический усилитель рулевого управления, и расположенный на высоте ступиц колес центр тяжести. Дизайн Джи-Джи тоже разрабатывает своими силами – и, похоже, весьма удачно. Даже огромные кованые колеса GG производит сама, только болванки заказывает на стороне. Но, как я уже говорил, игрушка получилась вполне боевая, что не помешало ей получить омологацию для движения по дорогам. Правда, в Швейцарии Quadster – маленькая машина, а в Германии – большой 4-колесный мотоцикл. Отсюда и разные категории в правах.
Впрочем, в немецком Гармиш-Партенкирхене, куда съехались владельцы мототехники баварской марки, эти аппараты настолько примелькались на дорогах, что полицейские не останавливают GG и ради любопытства. Даже если за рулем совершенно посторонние люди (Джи-Джи-то все узнают и в шлеме!). Что же, для короткого теста вполне хватит одного из окрестных серпантинов.
ВЕРХОМ НА КАРТЕ. Первые метры осваиваюсь за рулем. Он довольно широк, и к нему приходится наклоняться над высоким фальш-баком (по заказу в нем можно сделать удобный «бардачок»). Впереди меня на приборной панели от HP-sport – красный колпачок. Нет, это не стоп-кран – он закрывает тумблер включения заднего хода, как мне объяснил Джи-Джи: «Чтобы сдать назад, надо остановиться и, удерживая тормоза, включить тумблер». При этом для движения назад можно использовать любую передачу. Чтобы вернуть передний ход, закрываю колпачок и вновь прожимаю педаль тормоза.
«Передним тормозом не пользуйся, – предупреждает Джи-Джи, – от педали приводятся оба контура, передний и задний.» Что ж, логично. Тем более, что под дождем, который в этот раз льет почти не переставая, сорвать аппарат в занос не так и сложно.
На первых двух передачах квадр реагирует на газ, как мощный карт, мгновенно бросаясь вперед с пробуксовкой колес задней оси. Надо отдать должное: он не рыскает на траектории, как можно было предположить – спасибо частично блокируемому межколесному дифференциалу! Но очень чувствительный руль заставляет быть осторожным: аппарат меняет траекторию от одного прикосновения к рулю. Но как только требуется больше «заломить» траекторию, руль наливается тяжестью, а «Квадстер» едва заметно приседает на наружные колеса. Шины Dunlop Sport Maxx быстро прогреваются даже на влажном, затененном листвой асфальте и начинают цепляться за дорогу так, что кажется: еще мгновение – и меня выкинет наружу из седла. Постепенно большие ускорения перестают пугать, как и занос заднего моста при резком открытии «газа».
Наверное, автомобилистам Quadster окажется ближе по духу, чем мотоциклистам, несмотря на рогатый руль и мотоциклетные органы управления. И отсутствие электронных помощников на этом механическом шедевре воспринимается вовсе не как попытка сэкономить (да уж какая там экономия после 40 тыс. евро!), а как прозрачный намек: не нужны тут эти ошейники! И точно, даже намеки на дрифт заднего моста мгновенно рубятся легким сбросом газа. Ну а если вы хотите большего… Я не хочу. Во всяком случае, на дорогах общего пользования. А вот тормоза проверить стоит. Нажимаю на педаль – и Quadster встает как вкопанный. Заметьте, без ABS. Браво!
Жаль, что на российских дорогах мы вряд ли увидим эти уникальные машины – у нас их было продано всего несколько штук, а теперь, с введением нового техрегламента, дорога такой экзотики оказалась фактически перекрыта. Разве что кто-то из любви к искусству решит сертифицировать этот аппарат. Впрочем, сам Джи-Джи уверяет, что зачастую проще построить новую машину, чем омологировать старую. Для этого, собственно говоря, и был создан трехколесный GG Taurus – всего за 18 месяцев.
Много фрезерованного алюминия, чуть меньше пластика и никаких электронных ограничителей. Непривычно смотреть в низко расположенные зеркала, под руку. Но обзор в них хороший и грязь не попадает.
За кинематику подвески отвечают алюминиевые фрезерованные треугольные рычаги на жестких шарнирах. Амортизаторы – с плавной регулировкой гидравлики. Вынув заглушку, можно изменить настройки глушителя.
Привод управления коробкой передач.
Кованые колеса в GG вытачивают самостоятельно. Оборудование позволяет.
Панель приборов от HP2 лаконична и достаточна. Под красным колпачком – выключатель заднего хода.
Привод карданным валом. Стрелкой показан «ручник».
Передней подвеске Quadster позавидуют иные Формулы. Весь направляющий аппарат подвески рассчитан и изготовлен Gruter + Gut.
Заводская табличка на рулевой колонке.
Боковые понтоны одновременно служат вместительными кофрами. Бывает бардачок и в фальшбаке.
Штучное производство Quadster'ов и отсутствие дилерской сети – отнюдь не препятствие для отдаленных рынков. Благодаря широкому присутствию комплектующих BMW, регламентное обслуживание и ремонт многих систем доступен у любого дилера баварской марки.
ИТОГ.Накануне теста я не вполне понимал, в чем смысл покупки этого дорогого аппарата – не такого юркого, как мотоцикл, и не такого защищенного, как автомобиль. Теперь я знаю: генератор эмоций ручной сборки своих денег, безусловно, стоит. И уж конечно, его купят не вместо мотоцикла и тем более не вместо автомобиля, а в дополнение к ним, конвейерным продуктам, которым не досталась частичка души швейцарского инженера и механика Джи-Джи.
«Наши клиенты прекрасно понимают, что именно они покупают. А высокий уровень технологии – наша защита от конкурентов. Многие пытались пойти по нашему пути, но ограничились упрощенными копиями, которые не занимают нашу нишу».
Когда и почему возникло желание заняться четырехколесным мотоциклом?
С машинами и станками я связан уже 28 лет. В начале 90-х занялся созданием мотоциклов с коляской, организовал небольшую компанию. В 1993 году мы начали производство GG Duetto – разработанного нами «колясочника» с мотором BMW (1100 см³), который позволял одинаково проходить левые и правые повороты – уникальный мотоцикл. Но емкость рынка таких машин была очень мала (при этом 30% мы продавали в Японию), и в 1998 году производство свернули. Ну а три года спустя появился Quadster.
А ваше стремление все делать самостоятельно – это традиция или способ защиты от конкурентов?
Да нет, конкурентов я не боюсь. Во-первых, нас защищает уже сам уровень технологий: чтобы начать с нами конкурировать, нужно сделать дешевле при сравнимом качестве – это очень сложно. Впрочем, были попытки скопировать наши машины, но негде взять такой мотор. А BMW не продаст свои двигатели для производства посторонним. К тому же, например, в Германии мы даем двухлетнюю гарантию на нашу продукцию – это тоже дополнительное преимущество.
Трудно было омологировать Quadster для дорог общего пользования?
Невероятно! В США на получение сертификата я потратил год, в Швейцарии – три, в Японии перебрал четыре компании – безрезультатно. Зато в Германии мне удалось пробить новую категорию TUV – четырехколесные мотоциклы. Это большая победа.
Но каков же выход для остальных рынков?
Построить трехколесник. По тем же технологиям. Это куда проще и быстрее. Мы создали Taurus за 18 месяцев практически с чистого листа. И их уже начали покупать.
Каковы ближайшие планы?
Развивать сеть. Это наша главная цель на сегодня. А что предложить – у нас есть.
Трицикл – аппарат еще более «дрифтовый», чем четырехколесник, а чтобы исключить возможность опрокидывания, загружен 40 кг балласта.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА GG Quadster (данные производителя) | ОБЩИЕ ДАННЫЕ | Год выпуска | 2010 | Сухая масса, кг | 390 | Длина × ширина, мм | 2330×1430 | База, мм | 1700 | Объем бензобака, л | 26 | Максимальная скорость, км/ч | 210 | ДВИГАТЕЛЬ | Тип | R4, 4T | ГРМ | DОНС, 4 клапана на цил. | Рабочий объем, см³ | 1293 | Диаметр цилиндра × ход поршня, мм | 80×64,3 | Степень сжатия | 13:1 | Макс. мощность, л.с. при об/мин | 175/9250 | Макс. крутящий момент, Нм при об/мин | 140/8200 | Система питания | впрыск топлива | Система охлаждения | жидкостная | Система запуска | электростартер | ТРАНСМИССИЯ | Сцепление | многодисковое, в масляной ванне | Коробка передач | 6 передач, задний ход | Главная передача | вал | ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | Рама | пространственная, замкнутая, алюм. сплав | Передняя подвеска | на двойных треугольных рычагах, регулируемая | Ход колеса, мм | 100 | Задняя подвеска | на двойных треугольных рычагах, регулируемая | Ход колеса, мм | 100 | Тормозная система | гидравлическая, комбинированная | Передний тормоз | плавающий диск Ø 270 мм, 4-поршневая скоба | Задний тормоз | плавающий диск Ø 270 мм, 4-поршневая скоба | Колеса | кованые, алюм. сплав | Передние шины | 205/40 ZR17 | Задние шины | 245/35ZR18 |
|
|