ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Буддоциклисты


Есть в Тибете гора Кайлаш, народы Непала и Китая почитают её как священную и безгранично ей поклоняются. Индуисты, например, считают, что это обитель могущественного бога Шивы и его жены Парвати, а буддисты убеждены, что это пристанище самого Будды.

Саша, Сергей и я – из разных городов, у нас разные профессии, разная жизнь. Но нас объединяет безграничная любовь к Тибету и тибетскому буддизму. Впервые магический Кайлаш поманил нас к себе какой-то непреодолимой силой несколько лет назад. Паломники со всех концов света тянутся к нему, преодолевая немыслимые трудности и лишения, чтобы совершить ритуальную кору – обход вокруг горы в знак уважения к священному месту и для улучшения кармы. Каждый из нас в разное время добрался и до этой удивительной горы, и до других памятников буддизма в Тибете. Добирались обычным для этих краёв способом – на автомобилях-внедорожниках, начиная путь в Лхасе, столице Тибета, и заканчивая в Дарчене, у подножия Кайлаша.


Гора расположена в труднодоступном месте на западе Тибетского нагорья в Тибетском автономном районе КНР. Дороги (в основном, грунтовки) идут через броды горных рек и по крутым высокогорным перевалам. Постоянно находясь на высоте около 4500 метров, нужно преодолеть 1500 км. «Большой брат» – Китай – в последние годы начал активно развивать отдалённый регион и строить асфальтовые дороги. На участках в несколько десятков километров копошатся тысячи людей и сотни единиц техники. Только новых дорог в тех местах ещё нет, а старых – уже нет!

Идея повторить этот путь на мотоциклах оказалась настолько заманчивой, что мы тут же принялись разрабатывать маршрут. «Изюмина» намечающегося приключения ещё и в том, что более-менее хороший мотоциклетный опыт был только у меня; Саша и Сергей катались от случая к случаю. А по бездорожью и вовсе никто из нас не ездил. Ключевым вопросом стал выбор мотоцикла. Отсутствие опыта упростило этот процесс. В итоге остановились на KTM 990 Adventure. Нас подкупил фирменный слоган Ready to Race («К гонке готов»). К тому же мы полагали, что большая кубатура обеспечит тягу в горах.


Китай – страна колоритная и неоднозначная, что сказывается на внутренних порядках и законах. Первым откровением для нас стало то, что для посещения большинства мест, которые мы себе наметили, необходимы специальные «пермиты» (разрешения). Их, в свою очередь, нужно получать и согласовывать у местных функционеров разного ранга и чина. Чем ближе к границе государства, тем значительнее сан чиновника. Не вдаваясь в подробности, скажу, что на оформление всех пермитов ушло больше полугода! А на посещение одного из наиболее интересующих нас мест, куда мы до сих пор никак не сумели добраться, – Цари, на границе с Индией – разрешение так и не получили.

Непросто оказалось и доставить мотоциклы в Китай. Вся страна передвигается на замысловатых двухколёсных устройствах с объёмом двигателя до 250 см3. Большие моторы облагаются высоким налогом. Монстроподобные Adventure простояли на таможне в Шанхае несколько месяцев, пока с помощью местной транспортной компании на «птичьих правах» и за очень неприличные деньги нам не позволили ввезти их в Поднебесную. Байкам присвоили временные номера, а нам вручили временные водительские удостоверения КНР на весь срок ввоза техники на территорию страны.


И вот, наконец, мы с мотоциклами стоим во внутреннем дворике гостиницы в Лхасе. Двор непроходной, но через несколько минут вокруг мотоциклов собралась целая толпа тибетцев, чтобы посмотреть на диковинные аппараты. Тибетцы – народ низкорослый, коренастый и по большей части худой, поэтому им КТМы казались огромными. Осмотрев байки, каждый из них посчитал своим долгом пнуть переднее 21-дюймовое колесо (многим любопытным оно доходило до пояса!), крутануть ручку газа и обжечься о выхлопную трубу. В этой толчее мы, как могли, пытались покататься, чтобы освоить управление и проверить машины… Позже поняли, чем был вызван ажиотаж: по раскраске и экстерьеру наши мотоциклы были схожи с «шедевром» местного мотопрома, небезызвестным у нас Zongshen 200, так что многие решили, что это – новейшая китайская разработка!

Местные жители проявляли к нам повышенное внимание на протяжении всей поездки. При любой остановке за какие-то секунды вокруг байков собирались любопытствующие. А в городе Шигацзе (второй по величине город в Тибете после Лхасы) на одной из улиц, где мы остановились в поисках запчастей, толпа зевак парализовала движение! И везде один и тот же сценарий: удар ногой по колесу, поворот ручки газа, вскрик от касания о глушитель...

Город Лхаса расположен в ущелье среди гор на высоте 3800 м. Выйдя из самолёта, сразу ощутили сильную нехватку кислорода. В зависимости от здоровья, человеческий организм адаптируется к такой высоте в течение дня. А как поведёт себя мотоцикл? В первый день катались по столице, посетили наиболее важные монастыри: Дрепунг, Джоканг и Рамочи (в них хранятся главные святыни буддизма), посмотрели на дворец Далай Ламы – величественную Поталу, а заодно опробовали технику в деле. Вроде всё в порядке.


Тогда решили усложнить задачу байкам и отправились в местечко Драк Ерпа. Это комплекс пещер недалеко от Лхасы, в которых в разные времена уединялись для погружения в многодневные медитации великие учителя Тибета. Чтобы туда добраться, нужно преодолеть небольшой горный перевал (4100 м), а затем, съехав с асфальта, по грунтовому серпантину забраться ещё на пару сотен метров вверх. Мотоциклам всё нипочём! А мы получили первый урок: чем выше забирались, тем становилось холоднее, а порывы ветра, носившиеся по ущелью, сильно усложняли пилотирование.


На следующее утро вышли на основной маршрут. Первые часы поездки оказались самыми приятными и беззаботными. Под колёсами – асфальт, вокруг – удивительные горные пейзажи, а над головой – непривычно близкое безоблачное небо. Колонна, возглавляемая тибетским другом и гидом Шеррапом, восседавшим на Zongshen (сопровождающий из местных в поездках по Тибету – обязательное условие, он везёт все пермиты и помогает с языком: английский знает один человек из ста!), неспешно дефилировала по извилистой дороге в направлении города Гьянцзе. Ближе к обеду с гор прилетела чернющая туча и повалил снег. Видимость упала до сотни метров. Пришлось остановиться и ждать, пока снег превратится в дождь. Ещё через несколько часов мы забрались на высоту 4200 м. Проехали вдоль священного озера Ямдрок-Цо, которое, если взглянуть на него сверху, напоминает скорпиона. К вечеру за плечами  было  уже  три  перевала  и  несколько сотен километров пути по горным дорогам. Альтиметр показывал 4500 м.

Но предстояло забраться ещё выше, а KTMы… начали задыхаться! Сперва один за другим они стали очень невнятно отзываться на открытие газа, затем появилось ощущение, что пропадает мощность. Будто засорились бензонасосы. Исключать такой вариант нельзя: по оригинальным китайским правилам, мотоциклы на АЗС нельзя заправлять напрямую из пистолета в бак. Байк необходимо оставить  метрах  в  тридцати  от  заправки,  залить  бензин в 15-литровую лейку и затем заправить  мотоцикл из лейки. Как ни странно звучит, это  сделано из соображений безопасности.


Следующие  пару  дней  мы  развлекались  тем, что то и дело снимали и чистили бензонасосы. На какое-то время такая процедура помогала, но скоро ситуация повторялась: пропадала мощность, мотоциклы глохли и соглашались ехать  только  после  некоторого перерыва. К тому же закончился асфальт,  а вместе с ним и приятное времяпрепровождение  в  седле,  началась  настоящая  работа.  Дорога рыхлая, постоянно попадаются крупные камни, кочки и ухабы. Удержаться в седле  порой  удавалось  только  чудом.  Каждый  десяток километров давался очень нелегко.  Когда на этом фоне ещё и мотоцикл не хотел  ехать,  становилось  совсем  досадно.  Однако  мы  мужественно  боролись  –  благо  до  цели  уже недалеко.

Нас ждал самый высокий перевал – 5200 м,  далее  по  ущелью  вдоль  озера  Куйгуй-Цо - и мы у священной горы! Но на перевал забрались только два мотоцикла. Как ни пытались мы реанимировать Сашин KTM, байк категорически  отказывался  ехать  и  глох  при  каждой  попытке тронуться. Пришлось загрузить мотоцикл в попутный грузовик, а Саша сел ко мне  «вторым номером». Два других Adventure путём уговоров, чтения мантр (тибетских молитв)  и  разных  священнодействий  короткими  отрезками  постепенно  приближались  к  цели.  Когда  до  конца  пути  оставалось  километров  сорок,  поднялась  песчаная  буря. Жуткий  боковой ветер вздымал тучи песка и пыли, мотал  нас  во  все  стороны.  Видимость  упала до нескольких метров. Останавливаться было рискованно: мы бы точно не удержали мотоциклы.  Пришлось двигаться дальше, свесившись, наподобие  яхтсменов,  с  сёдел  и  изо  всех  сил  вглядываясь вперёд, чтобы угадать направление. Нам повезло: этот кошмар продолжался  всего минут двадцать, затем буря утихла так же  неожиданно, как началась.


Дорога петляла с десяток километров по невысокому ущелью, потом взмыла вверх, и взгляду открылось огромное плато, окружённое со всех сторон горами, и вид на священное озеро Маносаровар. Рядом с ним возвышалась  заснеженная  гора-семитысячник,  а  правее  –  Кайлаш. С того места видно только его верхушку, но оно считается важным – это «место первой  встречи».  Совершив  ритуал  приветствия,  двинулись в Дарчен. Неожиданно въехали на  30-километровый  отрезок  асфальта.  Для  нас  это как дар – мотоциклы едут из последних сил.  Поворот – и за двадцать метров до конца пути  мой КТМ встал намертво. На постоялый двор  закатил его вручную. Уже вечер, темно. Ещё до  конца не осознав, что мы доехали, перенесли  радость на завтра и рухнули спать.


Утром всё встало на свои места. Яркое горное солнце освещало величественную искрящуюся  верхушку  Кайлаша. Её было видно  прямо с площадки нашего постоялого двора (понятия гостиницы в этих местах  нет). Мы любовались великолепным пейзажем. Рядом  стояли  наши  «боевые  кони»,  пусть  уставшие  и «нездоровые», но они помогли нам осуществить мечту – совершить мотопаломничество  по Тибету к обители Будды!


Городок Дарчен лежит у самого подножия  горы. Отсюда паломники начинают свою 60-километровую  кору  вокруг  Драгоценной  жемчужины, или Канг Римпоче, как ещё называют Кайлаш. Решили, что на следующий день отправимся на кору, а пока попытались привести  в чувство мотоциклы – им пришлось несладко.  После коры – в обратный путь, в Лхасу. Ехать  пришлось,  утрамбовавшись  вместе  с  «коматозными» байками в грузовике. А в столице… мотоциклы чудесным образом ожили и прекрасно работали! Ведь Лхаса расположена значительно ниже, так что кислорода моторам хватало.


Справедливости ради скажу, что сами мы измотались ничуть не меньше мотоциклов. Ехать по десять-двенадцать часов в день по высокогорью оказалось нелегко. Нам тоже не хватало воздуха, организмы работали с перебоями: не хотелось ни пить, ни есть. Приходилось постоянно напоминать себе о необходимости принять пищу. Кстати, о пище. На высоте мясо лучше не есть – оно очень тяжело усваивается, лучше курицу или рыбу. Об алкоголе выше четырёх тысяч лучше вообще забыть. Мы встречали туристов – наших соотечественников, которые, как у нас принято, «приложились по приезду», а потом неделю лежали под капельницами. А в одной тибетской деревушке, пока сидели в местной харчевне, нас повеселил вид компании местных мужчин, которые весь вечер всемером распивали четыре маленьких баночки пива, разливая его… по рюмкам! Но к алкоголю и курению наша команда полностью равнодушна, а мы с Сашей к тому же и не мясоеды. Сергей на протяжении всей поездки следил за тем, чтобы все обязательно употребляли витамины и специальные пищевые добавки, которые он взял с собой в дорогу. Во многом благодаря им ни у кого из нас за время путешествия не возникло проблем со здоровьем.


Кухня высокогорного Тибета не славится разносолами. Основная пища местных – цампа (мякиш из ячменной муки и жира яка), молочные продукты из молока ди (самки яка) и овощи. Тибетский чай – продукт своеобразный. Это ячий жир, разведённый в молоке и воде, немного солёный на вкус. Неподготовленному туристу выпить этот напиток затруднительно... С каждым годом вдоль дорог появляется всё больше китайских ресторанчиков. Там еда намного разнообразнее, готовят вкусно, но очень остро! Если организм не приучен к острым блюдам, нужно обязательно это объяснить услужливым китайцам, чтобы с первым положенным в рот аппетитно пахнущим кусочком из ушей не пошёл дым!


Привозить свои мотоциклы – дорого, но и прокат мототехники плохо развит. В Лхасе мы встретили группу молодых ребят-туристов на каких-то местных полумопедах. Они рассказали, что собираются в Шанхай, а это почти 2500 км! Но мотивация в таких делах – главное! Я уверен: ни один из нас не пожалел ни об одном рубле, вложенном в эту затею. Хотя бы потому, что вера, равно как и реализация задуманного, по сути, бесценны. Дерзайте!
Понравилось? Поделись


Все записи | Комментировать
Рубрики: KTM


СТАТЬИ


10.06.14
03.06.14
27.05.14
23.05.14
16.05.14
13.05.14
06.05.14
29.04.14
22.04.14
18.04.14




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free