|
БРАК ЛОНДОНА И ТОКИО
фото из архива редакции
Надо было догонять. "На чем?" Знали, что издавна заказывает музыку американский рынок. Маркетологи "компании трех камертонов" кинулись изучать: что угодно янки-мотоциклисту? Составили подробнейшие анкеты, не упустившие ни одного важнейшего момента: сколько тактов? цилиндров? какую форму придать бензобаку? какой нравится звук выхлопа?.. И так далее. Итог получился презабавным: американцы хотят Triumph Bonneville! Только чтобы не ломался, не жрал масло, заводился с полпинка, в общем - "и не пил, не курил…".
Вырисовалось техническое задание: "вертикальная" "двухстволка", 650 смз, 4-тактная… Но ведь в гамме Yamaha в то время не было ни одного 4-тактного мотоцикла, от чего же отталкиваться? А вот опыт у инженеров имелся: компания активно сотрудничала с автомобильными производителями, разрабатывая для них 4-тактные двигатели. И когда в 60-х годах Toyota решила создать первый японский спорткар, то разработку силового агрегата поручила именно Yamaha.
Как вы догадываетесь, японцы не стали копировать Triumph "дословно". Это в наши дни они могут позволить себе такие штучки, как архаичный привод клапанов штангами и коробку передач в отдельном блоке. А в ту пору именитых соперников-англичан можно было победить лишь одним: подавить их техническим превосходством. И здесь спецам Yamaha представился великолепный шанс поучиться на чужих ошибках. Концерн Kawasaki вышел на американский рынок с копией BSA 50-х годов - популярной в Японии моделью 650W1. На всякого мудреца довольно простоты: мудрецов постиг полный провал: янки не хотели покупать "старое вино" под новомодной этикеткой.
Силовой агрегат новой Yamaha взял от англичан лишь общую схему: два цилиндра вертикально в ряд. Все остальное скорее напоминало двигатель спорткара Toyota GT2000: верхний распредвал, через рокеры управляющий двумя клапанами на каждый цилиндр. Привод распредвала - по-гоночному, цепью между цилиндров. Мощный коленвал с массивными "щеками" вращался в четырех шарикоподшипниках. 5-ступенчатая коробка передач - в блоке с двигателем, моторная передача прямозубыми шестернями. Питание от двух карбюраторов типа CV. В итоге - мощность как у лучших "британцев" (53 л. с. при 7000 об/мин), но без присущих им капризов. По английскому стандарту скроена и ходовая часть: дуплексная трубчатая рама, классические подвески, барабанные тормоза на спицованных колесах (передний - 2-кулачковый).
Мотоцикл, представленный в конце 1969 года под именем Yamaha 650 XS-1, полностью оправдал надежды создателей. Первые два года весь тираж уходил в США - спрос оказался таким, что импортерам победнее ничего не доставалось. Но вскоре чуткие японцы уловили тревожную тенденцию. Да, покупатели, пересевшие на XS с британских машин, были просто в восторге. Но вот те, кому удалось поездить на Honda CB750, кривили губы: "А почему нет дискового тормоза? А где электростартер? Да и управляемость не ахти…"
|