Без утюга и паяльника: ремонт за счет ОСАГО |
|
|
Разбить твой мотоцикл может каждый – от «чайника» на кредитвагене до гастарбайтера на маршрутке. Возместить ущерб, согласно букве закона, призвана ОСАГО, за которую каждый из нас платит не самые малые деньги. Поговорим о том, какие подводные камни есть в получении возмещения ущерба имуществу, и как их обойти.
Чтобы добиться справедливости, нужно быть не только настойчивым в звонках и визитах, но и скрупулезным в расстановке закорючек в документах. Получение возмещения ущерба имуществу после ДТП может быть комбинацией нескольких вариантов:
- получение со страховой компании (далее СК) виновника по ОСАГО;
- получение с виновника ущерба, превышающего лимиты по ОСАГО;
- получение вреда с СК виновника при наличии полиса расширения гражданской ответственности (ДГО);
- получения вреда с виновника при отсутствии ОСАГО.
Самый распространенный вариант – получение денег с ОСАГО виновника. С марта 2009 года потерпевший может обратиться в свою страховую компанию (где покупал полис ОСАГО), если было всего два участника и нет пострадавших по здоровью. В остальных случаях нужно обращаться в СК виновника.
Итак, вы получили все документы из ГИБДД, справку о виновности второго участника, справку с указанием повреждения имуществу. (Будьте внимательны: справки из ГИБДД должны быть подписаны, и на них должна стоять печать.) Далее вы едете в страховую компанию (рекомендую предварительно позвонить, так как в некоторых принимают по записи). Берите все документы: извещение о ДТП, полисы, квитанции, документы на мотоцикл, права, паспорт, справки, доверенность, если есть, чеки на эвакуатор и реквизиты для перечисления денежных средств. Напоминаю, что если нанесенный вам ущерб укладывается в 25 000 руб., то справки из ГИБДД не нужны, нужно только правильно заполненное извещение о ДТП.
В страховой компании возьмите акт, подтверждающий дату передачи и название предоставленных документов. Это будет страховка на случай потери документов нерадивыми сотрудниками.
Если мотоцикл на ходу, то можно приехать на нем для предоставления на осмотр (в противном случае эксперт будет выезжать), если пострадало еще что-то, нужно взять это имущество с собой для предоставления на осмотр.
В СК вам будет предложена «независимая экспертиза», от которой вы можете отказаться и обратиться в действительно независимую. СК должна будет принять калькуляцию, но скорее всего, не оплатит расходы на проведение экспертизы. С экспертом лучше найти общий язык, показать ему все повреждения, подсказать как называются детали, напомнить, что по технологии производителя, любые детали мотоцикла подлежат только замене и не предусмотрена ни покраска, ни ремонт.
К сожалению, эксперты-оценщики не всегда в курсе нюансов ремонта мотоциклов, поэтому будьте внимательны. Мне доводилось видеть калькуляции, в которых был указан ремонт бензобаков, хотя из соображений пожарной безопасности при любом повреждении бензобака эта деталь заменяется. Также сплошь и рядом оценка повреждений «в среднем по больнице». Вот реальный случай из практики редакции «Мото»: детали годовалого Malaguti Madison 250 оценили по прейскуранту от китайских скутеров, получив в результате сумму возмещения в 3,5 раза меньше необходимой.
Другое дело – не новые мотоциклы. По ОСАГО возмещение стоимости «убитых» узлов и деталей рассчитывается с учетом износа по специальной формуле, которую можно найти в Интернете, исходя из пробега и года выпуска ТС. Нормо-часы закладываются, исходя из среднего нормо-часа в сервисах в регионе.
Но норма износа не может быть более 80% даже если у вас дедушкин «Урал» с пробегом 500 тыс.км на спидометре. Также есть целый перечень запчастей, износ на которые не учитывается (детали тормозной системы, некоторые одноразовые элементы крепежа и тому подобное). В некоторых случаях страховая компания даже по ОСАГО может предложить ремонт на обычном сервисе, так как у крупных компаний есть свои сервисы-партнеры и себестоимость ремонта для СК на них значительно ниже, но вряд ли это будет предложено по мотоциклу.
По закону об ОСАГО страховая компания должна возместить ущерб в течение 30 дней с момента предоставления всех документов. Не давайте о себе забыть в СК – чем вы более настойчивы, тем быстрее вы получите компенсацию.
В случае, если в ДТП несколько пострадавших ТС, то 160 000 руб. делятся на всех, и кто раньше обратился, тот и получит возмещение, а остальные будут получать с виновника.
Немногие знают, что по требованию пострадавшего он может получить от СК акт о страховом случае с его неотъемлемой частью – заключением независимой экспертизы, если расчет делала экспертиза по направлению страховой. Получив расчет, вы можете проверить, все ли поврежденные детали присутствуют, верно ли рассчитан износ, какой взят нормочас, соблюдена ли технология ремонта производителя. Если что-то не так – смело пишите претензию с подробным указанием недочетов, хорошо, если в качестве аргумента будет приложен заказ-наряд дилера: частенько присутствуют банальные ошибки в расчете из-за специфики ремонта мотоциклов и низкой квалификации экспертов.
Если вы страховались не в первой попавшейся «газели» около ГИБДД, поможет ваш агент или брокер, который заинтересован в сохранении своего клиента; у многих из них есть контакты с руководством СК – и рычаги давления, например, снижение объемов вновь оформленных полисов или отказ от партнерства полностью.
У меня есть опыт помощи своим клиентам в получении денег со страховой даже с большими финансовыми проблемами. Пришлось дойти до генерального директора одной из компаний, нагрянуть пару раз без приглашения, а затем напоминать о себе звонками на мобильник по несколько раз в день; вскоре стало понятно, что мы не отстанем и нам лучше заплатить в кратчайшие сроки. Иногда приходилось отказываться от сотрудничества со страховыми компаниями после неадекватных действий в отношении моих клиентов.
В этом сезоне резко участились случаи невыплаты мотоциклистам по ОСАГО. Причина – инициатива некоторых СК, руководство которых надеется, что в суд пойдет не каждый. Так что всегда готовьтесь к худшему – то есть «боданию» в суде. В случае нарушения сроков прежде, чем подавать в суд, пишите жалобу в ФСФР (Федеральную службу по финансовым рынкам), которая надзирает над страховыми компаниями и РСА (Российский союз автостраховщиков) с приложением документов и подробным изложением сути проблемы. Эти организации имеют рычаги давления на страховые компании, и вопрос решается. Напишите досудебную претензию, к которой приложите копии этих жалоб.
Напоследок хорошая новость. Согласно ст. 13 ч. 2 федерального закона об ОСАГО в случае задержки начинают начисляться пени в размере примерно 128 руб. за день просрочки, причем независимо от суммы нанесенного ущерба.
|
|