ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Без шума и смрада: интервью с организатором серии TTXGP


Первое состязание «электричек» состоялось в 2009 году на знаменитой трассе Tourist Trophy на острове Мэн. В этом году уже во второй раз стартует многоэтапная серия TTXGP, охватывающая Европу, США и Австралию. Значит, пришло время узнать побольше об этих гонках – из первых уст.



38-летний британец Азхар Хуссейн раньше занимался электроникой и телекоммуникациями, а свободное время посвящал мотоспорту. Потом он решил совместить работу и хобби, основав в 2007 году компанию TTXGP – промоутера гонок на электробайках.


Этим летом Азхар Хуссейн получил от королевы почетное звание кавалера ордена Британской Империи. Кстати, он единственный из промоутеров авто- и мотосоревнований, удостоившийся такой чести. В Великобритании понимают, что будущее – за гонками, дружелюбными к окружающей среде. Вот как прокомментировал это событие сам Хуссейн: «Я горд оказанной мне честью, но эту награду в полной мере заслужили и команды, поставщики, хозяева трасс и многие другие, чьими трудами стали возможны гонки серии TTXGP. Соревнования – не только развлечение и спорт, они также реально улучшают породу; мы надеемся, что наша серия поможет продвижению новых технологий не только в спорте, но и в обычных средствах транспорта».


Азхар, почему электробайки?

Я всегда любил мотогонки, но и современные технологии привлекали меня. Мои познания в электронике позволили оценить потенциал мотоспорта на электротяге. Когда я с партнерами основал компанию TTXGP, поначалу мы хотели проводить состязания электробайков совместно с обычными, оснащенными ДВС. К сожалению, мы наткнулись на сопротивление спортивных чиновников. Поэтому решили проводить соревнования только для электробайков – чтобы устроить реальную боевую проверку этих машин и привлечь внимание публики. Для этих целей идеально подходила трасса Tourist Trophy, и я очень благодарен министру по охране окружающей среды острова Мэн Джону Шиммину за то, что он поддержал нас. Гонка ТТ уникальна тем, что ее организацией занимается непосредственно правительство острова, и не все в нем были на нашей стороне. Но Шиммину удалось убедить коллег, и в июне 2009 года там была проведена первая в мире гонка электробайков.

И лишь после этого ваш проект перерос в глобальный?

Да, поначалу нашей целью было проведение хотя бы одной гонки. Но она прошла так удачно, привлекла внимание стольких команд (на старт вышли 15 машин), что мы решили продвигать проект дальше. Поначалу мы планировали провести серию гонок совместно с ФИМ, но спортивные чиновники буквально в последний момент – в ноябре 2009 года – отказались от сотрудничества с нами и занялись организацией собственного чемпионата e-Power. Так что нам пришлось всего за несколько месяцев – с ноября по февраль – обустроить собственную серию TTXGP World Challenge.

Сколько гонок прошло в 2010 году?

В общем тринадцать: по четыре в Италии, Великобритании и США, и заключительный раунд в Испании. Это была замечательная гонка: ее выиграл Матиас Химмельман из немецкой команды Munch Racing, но лишь в последнем повороте на последнем круге он вырвал победу у Алессандро Браннетти из итальянской команды CRP Racing.

А сколько участников?

В финальной гонке прошли квалификацию 12 команд. Интересно, что они показали разный подход к проектированию байков: если немцы делали ставку на голую силу, то итальянские машины отличались хорошей управляемостью и элегантностью конструкции.

Вернемся к ФИМ. Почему они решили проводить самостоятельный чемпионат? И как это повлияло на развитие электроспорта?

Честно говоря, не имею представления, почему они пошли на такой шаг. Они не снизошли до объяснений. Можете спросить у них сами. Мне же очень горько, что первые шаги новой спортивной дисциплины омрачены такими раздорами. Все же ФИМ должна заниматься общими организационными вопросами, а ведение отдельных серий поручать компаниям-промоутерам.

Со стороны чемпионат e-Power не производит впечатления жизнеспособного: в первой гонке 2010 года всего пять стартовавших, не больше восьми участников на каждом этапе, а в первом заезде этого года, в апреле, на старт вышли всего три спортсмена. Так что вам они не конкуренты?

Беда чиновников ФИМ в том, что они занялись тем, в чем они не слишком-то разбираются. Мы пришли в TTXGP из электронной индустрии, мы полны энтузиазма и полностью сфокусированы на гонках электробайков. А у ФИМ – еще 50 чемпионатов, и e-Power – лишь один из них. А ведь электроспорт еще в самом начале своего развития, его надо всячески поддерживать и пестовать. Они думали, что достаточно объявить о чемпионате, и все само собой сложится. А представляют ли они, сколько усилий надо приложить и в чем специфика таких гонок? Мы, например, в феврале этого года арендовали трек Prodrive близ Бирмингема и провели тренинг для полиции, медиков, маршалов и т.д. Ведь даже в эвакуации упавшего электробайка – своя специфика. Из него не выльется бензин, но на нем стоит мощнейшая батарея… И все же я надеюсь, что мы найдем общий язык с ФИМ – подвижки в этом направлении уже есть.

Правила чемпионата e-Power отличаются от ваших?

Нет, они в точности скопировали наши. Даже когда мы в 2011 году снизили максимальную разрешенную массу мотоцикла с 300 до 250 кг, они сделали так же. Впрочем, с этого года правила несколько отличаются: мы ввели два различных класса, а они нет. Один класс – TTXGP, «королевский», в нем разрешено все – при условии, что масса машины не превысит 250 кг. Мы ограничили массу из соображений безопасности: порой конструкторы электробайков стремятся навесить на них столько батарей, что машины становятся неуправляемыми. Но мы убедились в том, что многие команды и не стремятся построить большой мотоцикл. Ведь коммерческие электробайки, как правило, машины компактные. Поэтому мы ввели дополнительно класс ТТХ75, в котором мощность батарей не превышает 7,5 кВтч. А это означает и меньшую стоимость компонентов – не только аккумуляторов, но и моторов, контроллеров и т.п.

Все гонки 2011 года проводятся в двух классах?

Да, это так. Мы планируем выпускать оба класса в одном заезде: сначала стартуют более скоростные мотоциклы TTXGP, а затем, через 30 с – машины класса ТТХ75.

Что еще нового для 2011 года?

Мы ввели некоторые новшества в области безопасности – например, появилась стропа для аварийного отключения электропитания. Изменилась и форма подачи заявки. Должен высказать огромную признательность организации IET, объединяющей инженеров по электронике из 40 стран. Они выделили 25 экспертов, которые помогают нам и в разработке правил, и в непосредственной организации гонок.

Еще одно немаловажное новшество – наша Wiki-концепция. В прошлом году мы успешно запустили сайт wiki.egrandprix.com, где мы выложили все наши правила, и любой, у кого есть какие-либо идеи, может заняться их редактированием. Все идеи – а в прошлом году поступило 110 предложений из 40 стран – тщательно оцениваются нашими экспертами. Честно скажу: некоторые из них непрактичны, некоторые просто бредовы. Но все ценное мы учитываем; таким образом, наш мозговой штаб состоит не только из маленькой кучки своих экспертов, но и из специалистов со всего мира. Обращаюсь ко всем читающим это интервью: заходите на наш сайт и, если у вас появятся хорошие идеи, поделитесь ими!

Технологии в этом секторе спорта развиваются очень быстро. Не означает ли это, что TTXGPгонки для экспертов по электронике? Как быть простым гонщикам, которые хотят принять участие в вашей серии?

Когда мы только начали организацию TTXGP, мы получали немало заявок от спортсменов, просивших: помогите нам с байками! Мы передавали эти заявки командам: если вы строите один электробайк, почему бы вам не сделать другой – на продажу? Но те отвечали, что у них столько возни с одним, что времени на второй не остается. И я начал опасаться, что мы не соберем достаточно участников: ведь наши соглашения со спонсорами и коммерческим телевидением предусматривают некоторое минимальное количество байков на стартовой линии. Так что нам пришлось основать собственную компанию-поставщика Mavizen: вы можете заказать у нас комплектный мотоцикл ТТХ02 на шасси KTM RC8 с двумя электромоторами Agni или получить любые компоненты для самостоятельной постройки электробайка.

Какая мощность у Mavizen TTX02?

Мы делаем версию с батареей мощностью 7,5 кВтч для класса ТТХ75 и с батареей 10 кВтч для TTXGP. Я должен высказать благодарность руководству KTM и лично президенту компании Штефану Пиреру за то, что они пошли нам навстречу и снабжают нас новыми шасси спортбайка RC8. Эти парни не боятся новшеств: они сами создали электробайк для внедорожных соревнований.

Вернемся к вашим отношениям с ФИМ. Каковы перспективы объединения двух серий?

Мы уже движемся в этом направлении, и возможно, это нам удастся в 2012 году. В этом году мы проводим совместную гонку в июле в рамках Grand Prix Laguna Seca, а также в сентябре – во время 24-часовой гонки Le Mans.. Другие же гонки мы развели по времени – чтобы желающие смогли принять участие в обеих сериях.

Сколько гонок проведет TTXGP в 2011 году?

Шесть гонок в пяти странах Европы, плюс серия из четырех этапов в США. Кроме того, к состязаниям электробайков проявили интерес организаторы австралийской Formula Extreme, так что там тоже пройдут пять гонок серии eFX (Electric Formula Extreme).

А где и когда пройдет мировой финал?

С местом мы пока еще не определились. У нас есть несколько заявок. Что же касается даты – я думаю, самый конец октября или начало ноября.

Он будет совместным с ФИМ?

Мы работаем над этим, и думаю, что ко времени выхода этого интервью все станет ясно.

Как будет развиваться TTXGP?

Для нас главное – создание базы, вовлечение в электрогонки как можно большего количества участников. Поэтому мы создали новую программу под названием LEO (Learn.Egrandprix.Org): платные пятидневные курсы, на которых вас учат, как делать гоночный электробайк. Начальный уровень предполагает, что вы уже знакомы с обычным гоночным мотоциклом, поэтому на курсах вы учитесь только специфике электробайка: работе с аккумуляторами, контроллерами и т.п. Два дня посвящены теоретическим занятиям, затем вы участвуете в постройке электробайка и в последний день выводите его на трассу. Чтобы диплом LEO что-то значил, мы в Германии, например, договорились о том, что его утверждает TUV. Цель программы – в том, чтобы развивать электрогонки на клубном уровне. В этом году курсы LEO пройдут 25–30 человек из разных стран. В 2012–2013 годах мы хотим провести серию национальных чемпионатов для выпускников LEO.

Почему вы занялись электроспортом? Потому что хотите спасти планету – или хотите спасти мотоспорт, который рано или поздно столкнется с дефицитом топлива?

Я люблю своих детей. Мир, в котором они вырастут, будет сильно отличаться от нашего. И мне, как и многим людям, хочется приложить все усилия, чтобы мир изменился к лучшему. Но я люблю и мотоспорт, хотя сжигание невозобновляемого топлива ради забавы не кажется мне хорошей идеей. Так что TTXGP – разумный способ развития техники и сохранения окружающей среды.

И последний вопрос. Верите ли вы, что гонки супербайков станут гонками электробайков? Другими словами – если все больше производителей двухколесных машин будут переходить на электротягу, не станет ли чемпионат WSBK электрочемпионатом?

Конечно! Я горжусь тем, что в этом году у нас появилась первая заводская команда – Zongshen. Они делают четыре миллиона мотоциклов в год, так что никто не назовет эту компанию «незначительной». Я надеюсь, что в 2012 году мы проведем серию гонок TTXGP и в Азии, и Zongshen к тому времени построит стопроцентно китайский гоночный электробайк. И они не одиноки. Перемены неизбежны – они приближаются, как цунами. И те, кто к ним подготовился, будут на коне. Присоединяйтесь!


На старте – участники финала серии TTXGP.



Матиас Химмельман – победитель первого чемпионата TTXGP World Challenge.



Команда Muench Racing – чемпионы серии TTXGP 2010 года.



Mavizen TTX02 – серийный гоночный электробайк.



Команда Mussion Motors на гонке Tourist Trophy.



Пит Вард на мотоцикле Mavizen TTX02.



Понравилось? Поделись


Все записи
Рубрики: KTM Munch супербайк


Комментарии

Нет комментариев



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
* Поля обязательные к заполнению




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free