СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ
|
БЕЗ ШУМА И... БЕНЗИНА
фото Григория СПИРИДОНОВА, Дмитрия ТЮРИНА, Ивана КСЕНОФОНТОВА и фирм-производителей
КОММУНИЗМА УЖЕ НЕ ОБЕЩАЮТ, А ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ МОТОБАЙКОВ В РОССИИ НАЧАЛАСЬ
ДАДУТ "ПРИКУРИТЬ". ИЗ РОЗЕТКИ
Нынешний всплеск опасений по поводу грядущего топливного кризиса далеко не первый. В Англии XVI века всерьез беспокоились о том, что уже вырублены практически все леса, и страна вскоре замерзнет. Лет сто назад газеты пугали: лошади сожрут всю траву, листья, а города утонут в навозе... Но жизнь всегда (или почти всегда) опровергала паникеров - люди что-нибудь да придумывают. Как говорится, не нефтью единой. Можно вырабатывать спирт из растений или гнать синтетическую субстанцию из сланцев или угля. Есть энергия ветра, падающей воды, атома, Солнца, в конце концов. А еще вокруг полным-полно водорода, который горит еще получше, чем бензин. Причем его выгоднее даже не сжигать в ДВС, а напрямую перегонять в электричество (технология "топливной ячейки"). Следовательно, пожалуйте на электротягу!
Электродвигатели почти бесшумны и не загрязняют воздух вредными для здоровья газами. По сравнению с двигателями внутреннего сгорания, электромоторы используют перерабатанную энергию более чем в два раза эффективнее. Так, КПД самого совершенного ДВС не превышает 37%, в то время как у электродвигателей полезность приближается к 90%.
Но главное их достоинство - мизерная стоимость поездок. 100-километровый пробег на самом экономичном бензиновом мокике обойдется примерно в 23,5 рубля, а на электротяге - всего в 3(!).
По оценкам специалистов, наступившее столетие будет веком электротранспорта - уж больно очевидны его преимущества. Сегодня электророллеры входят в ассортимент всех крупных профилированных компаний Азии, Америки и Европы. В одной только Японии в год продается более 250 тысяч таких машин, их выпускают Yamaha, Honda, Panasonic, Sanyo, Mitsubishi и Suzuki. На электровелосипедах уже ездит около миллиона японцев. Тон в разработке мотоэлектротранспорта задают именно конструкторы с Японских островов.
Но нас, российских потребителей, прежде всего интересует то, что делают оккупирующие наш рынок китайцы. Понятно почему: если цены на электровелосипеды и электроскутеры, произведенные компаниями развитых стран, в пределах $1000-2000, то в Китае и на Тайване такие аппараты можно приобрести за 200-350 "зеленых". Если еще несколько лет назад все с велосипедов пересаживались на скутеры и скутеретты, то сегодня молодежь предпочитает колесить на бесшумных и дешевых в эксплуатации электророллерах.
Еще один "плюс" электротранспорта - минимальные затраты на техсервис. Практически все его обслуживание сводится к подкачке шин, добавке смазки в подшипники (раз в два года) и замене щеток мотор-колес (если те коллекторной конструкции).
Руководство Китая считает, что именно электротранспорт улучшит экологическую и разрядит транспортную ситуации в стране. В Шанхае, например, уже открыто несколько десятков центров зарядки велосипедных аккумуляторов и более 100 пунктов их замены. Выпускают электророллеры и крупные вело- и электротехнические компании, и мелкие фирмы. Наиболее развитые китайские заводы, зарекомендовавшие себя и в Европе, - Pugongying и Hulong: оба производят в год более 100 000 электробайков почти полусотни моделей.
А ЧТО У НАС?
В России первой из электророллеров "засветилась" лет пять назад забавная машинка под именем "Чарли" (Charly) западногерманского концерна MuZ. Необычный дизайн этого самоката с седлом в сочетании с хорошими ходовыми качествами (мощность моторчика - около 1 л.с.) сделали электрическую новинку достаточно популярной. Вслед за "Чарли" стали завозить электророллеры китайского и южнокорейского производства. Отечественная "оборонка" (Московский научно-инженерный центр "Мехатроника", фирма "Инкар" из подмосковного Королева, московские ООО "Старград" и ТОО "Рэдос") попыталась совершить "электрификацию страны", но дальше опытных образцов дело не пошло.
Если обозначать классы электророллеров, то назовем два: это аппараты с мощностью мотор-колес до 1 кВт (они классифицируются как электровелосипеды или мини-скутеры) и полноценные мотоциклы (электробайки) с двигателем мощностью около 10 кВт и больше.
Начнем с "малышей". Все их разнообразие моделей можно условно разделить на четыре вида: самокаты с электроприводом; электровелосипеды с полноценным педальным ходом; гибриды электровелосипеда и мокика, у которых педальный привод сохранен, но он не предназначен для дальней езды; модели с обликом скутера.
Электробайки существуют пока только экспериментальные. Признаться, мы знакомы с ними лишь по зарубежным журналам и Интернету. Они экзотичны и очень дороги, но нет сомнений, что их время придет.
САМО-ЭЛЕКТРОКАТЫ
Самокаты с электроприводом бывают двух видов - с седлом и "стоячие". Последние самые дешевые - всего $150-250. Этим, а также малыми габаритами и массой (25-30 кг) объясняется их привлекательность. Наиболее простые - без светотехники (обязателен лишь звуковой сигнал). Труба рулевой колонки телескопическая или складная. Различаются электросамокаты размерами колес и шин (диаметр 4-8), приводом колеса (цепью или ремнем), емкостью и типом аккумулятора. Кстати, аккумулятор и электронный блок управления размещаются под полом. Дальность хода и максимальная скорость у электросамокатов самая маленькая из всех видов электротранспорта (соответственно 15-25 км/ч и 18-25 км). В случае разрядки аккумулятора можно ехать, как на самокате, отталкиваясь ногой. Подвесок колес нет, тормоз нередко только один - ленточный на заднем колесе. У более дорогих моделей применяют барабанные или дисковые тормоза на обоих колесах.
Некоторые модели электросамокатов оборудованы выдвигающимся седлом. На них можно без устали проезжать большие расстояния. А вот отталкиваться по-самокатному ногой неудобно.
Ездить на электросамокатах желательно на огороженных площадках или по малолюдным тротуарам, на проезжую часть выезжать опасно из-за малой скорости. Кроме того, маленькие колеса и отсутствие подвесок не позволяют "заложить" аппаратец в крутой поворот или катить по ямкам. Протектор покрышек предназначен только для ровного и хорошего асфальта.
ПЕДАЛИ - В ОТСТАВКУ!
На электровелосипедах ехать легко и приятно, любые расстояния становятся короче. Даже если сядут аккумуляторы - не беда, всегда можно доехать до пункта назначения, крутя педали.
Единственное неудобство - большая масса, и все из-за аккумуляторов. Аккумуляторные батареи способны запасать небольшое количество энергии, они тяжелы, занимают много места, а их зарядка требует длительного времени. Чем совершеннее аккумулятор, тем дороже он стоит. Самые простые, дешевые, но не очень долговечные и энергоемкие - свинцово-цинковые с желеобразным электролитом в герметичном корпусе. Время зарядки аккумуляторной батареи - 4-5 часов, запас хода при полной зарядке - 20-30 километров и более. Уже появились электровелосипеды с запасом хода свыше 40 километров. Никель-металлгидридные и никель-водородные аккумуляторы, увеличивающие пробег электровелосипеда без подзарядки до 50 километров, довольно дороги. Такой аккумулятор "тянет" на 300 евро.
Свет в конце туннеля - применение вместо свинцовых аккумуляторов современных, вдвое менее тяжелых литий-ионовых батарей. Но пока они в пять раз дороже.
Конструкцией электровелосипеда предусмотрена возможность быстро снять блок аккумуляторов. Без них велосипед гораздо легче - это удобно для его транспортировки. Кроме того, на таком велосипеде можно кататься без электротяги. Съемный силовой блок с удобной ручкой, а чтобы электровелосипед не увели, он запирается замком.
Самые совершенные модели оборудованы мотор-колесами очень малого диаметра, внешне они чуть больше штатной велосипедной ступицы. Мощный постоянный магнит закреплен неподвижно по оси ступицы, вращаются соединенные с коллектором обмотки. Все такие машины работают на постоянном токе с напряжением 24 или 36 вольт, мощность двигателя - 200-250 Вт. При движении накатом или посредством мускульной силы вырабатывается ток, подзаряжающий аккумуляторы (такая система называется PAS - Pedaling Assistance System). Большой диаметр колес (24 или 26) и полноценная велосипедная цепная трансмиссия с 7-скоростной задней втулкой Shimano обеспечивают легкость хода на педалях, если "сел" аккумулятор.
Эти машины в отличие от большинства других электророллеров способны справляться с крутыми затяжными подъемами. Кроме того, водитель, работая педалями, может увеличить межзарядный пробег до 70 километров (пробег только на электротяге - 40-50 км). Максимальная скорость всех электровелосипедов - 25 км/ч, что продиктовано европейскими техническими требованиями к машинам такого класса.
Переднее колесо чаще всего устанавливают в телескопической вилке. Тормоза - задний ленточный, передний клещевого типа. Во многих конструкциях при нажатии на рычаг переднего тормоза включится электрический тормоз заднего мотор-колеса.
Самые современные велосипеды оборудованы светотехникой на уровне полноценного скутера: фара и задний габаритный огонь, указатели поворотов (со звуковым зуммером). Звуковой сигнал включается одной из двух кнопок на левой и правой рукоятках - такому удобству позавидует водитель любого двухколесного аппарата. На панели приборов - спидометр, указатель разряженности аккумуляторов и контрольная лампа включения "мигалок". Зеркал - два, причем они обеспечивают достаточный обзор и легко регулируются.
Разновидность электророллеров велосипедного типа - складные электровелосипеды на маленьких (чаще всего 12-14) колесах. Они обладают более скромными ходовыми характеристиками (дальность хода 20-25 км), но привлекательны компактностью: в сложенном состоянии умещаются в багажник автомобиля.
Еще одно направление в классе электровелосипедов - машины, собранные с использованием узлов горных велосипедов. У этих байков - рама, обода колес, ступица переднего колеса, руль, основание седла и шатуны изготовлены из легких сплавов, за счет чего масса машинок снижается до 25-30 кг. Шины и 7-скоростная задняя втулка - также от горных велосипедов. Интересная особенность горных электровелосипедов - преднамеренно небольшая дальность хода (емкость аккумуляторов - 8 А.ч). Это стимулирует водителя активно использовать педальный привод. На "активном" электровелосипеде троганье с места осуществляется на педалях. Когда скорость достигает 2-3 км/ч, специальный датчик на вилке приводного колеса автоматически включает мотор. Электропривод вырабатывает ток только тогда, когда велосипедист жмет на педали. Как только он перестает это делать или разгоняется до скорости 20-24 км/ч, мотор автоматически отключается. Хочешь ехать быстрее - крути педали. Такие электробайки самые дорогие в классе электровелосипедов и продаются в основном в Европе.
В некоторых европейских странах, а также в США выпускают более мощные "быстрые" электровелосипеды, скорость которых превышает 20-24 км/ч. На них устанавливают электромоторы мощностью 400 Вт и более, работающие независимо от педалей. Мощность двигателя и соответственно скорость регулируются ручкой газа. Для езды на "быстром" электровелосипеде необходимы права на управление мопедом и номерной знак (его выдают вместе со страховым полисом), обязателен защитный шлем.
|
|
Все записи
| Комментировать
|
Рубрики: Экипировка Honda Suzuki Yamaha |
|
|
СТАТЬИ
10.06.14
|
|
03.06.14
|
|
27.05.14
|
|
23.05.14
|
|
16.05.14
|
|
13.05.14
|
|
06.05.14
|
|
29.04.14
|
|
22.04.14
|
|
18.04.14
|
|
НОВОСТИ
12.06.14
|
|
12.06.14
|
|
12.06.14
|
|
12.06.14
|
|
12.06.14
|
|
11.06.14
|
|
11.06.14
|
|
11.06.14
|
|
11.06.14
|
|
11.06.14
|
|