|
Утилитарный снегоход/2013 г./254 кг/565 см3/62 л.с./379 600 руб. Мы привыкли делить внедорожную технику, в частности, снегоходы, на вполне четкие классы. Вот это — горник, а этот — утилитарник. Горнику положено взбираться на заснеженные пики, а утилю — возить сани с дровами и подбитым лосем. Естественно, в рабочую машину никто не вкладывает каких-то сверхспособностей — отточенную управляемость, сверхмощный двигатель и прочие «ненужности», но ведь гораздо чаще «утили» используют просто для покатушек. А здесь ох как не хватает хоть чуть-чуть драйва и комфорта. Если не брать уж совсем кондовые варианты, вроде «Бурана» и почившей недавно Yamaha Bravo, основная масса утилитарных снегоходов — это «простые и надежные машины для тяжелой работы». Ну зачем грузовику ЗиЛ-130 всякие фенечки, вроде анатомических сидений, независимой подвески и кондиционера? Главное, чтобы заводился, ехал и вез три с половиной тонны груза? Перед началом теста, я не испытывал особого энтузиазма по поводу предстоящих покатушек. Ну да, будет очередной «самосвал», про который можно будет написать что-то вроде обычного «надежный, простой, неприхотливый»... Но «кот» удивил с самого начала. У нас на тесте — самый «младший» из утилитарных Arctic Cat — двухтактный 62-сильный Bearcat 570 XT. Идеологически, самый правильный «утиль». Мощности «воздушного» карбюраторного двухтактника хватает аккурат, чтобы увезти сани с дровами или более-менее бодро передвигаться по заснеженным просторам. Но, тем не менее, это не «кирпич» на лыжах и не ЗиЛ-130 с гусеницей. Машина красива. Определенно, инженеры-проектировщики не запирали дизайнеров в кладовке, когда окончательно утверждали внешний вид снежика, хоть это и встречается довольно часто, когда дело касается дешевых утилитарных машин. Аппарат действительно большой! Огромная «морда» с четырьмя галогеновыми фарами по ширине может посоперничать с микролитражкой! «лопух» ветрового стекла тоже намекает на то, что за рулем такой штуковины можно не переживать за обморожение морды лица в дальней дороге. Сиденье просто огромно, особенно водительское. И овощем сидеть много часов подряд будет удобно, и ничего не затечет, и, если захочется как следует впулить, позволит активно перемещаться как в продольной, так и в поперечной плоскостях. Конечно, это не «табуретка» горника или кроссача, но очевидно, что при проектировании возможность такой езды вкладывали. Значит, не такой уж «кот» и утилитарный? Пассажирское сиденье, кстати, выполнено в противоположном стиле — широкое, с высокой мягкой спинкой и поручнями, прикрытыми пластиковой защитой от ветра и веток. А вот никаких изолирующих накладок на поручнях нет — голое железо. В сильный мороз руки отмерзнут даже в хороших туринговых перчатках. Вроде бы мелочь — чего стоило натянуть на трубы чехлы из пористой резины или хотя бы пластиковые рукоятки? Еще одним поводом усомниться в полной утилитарности снежика становится возможность установки сиденья для третьего пассажира. Задняя часть сдвигается назад по раме, и между водительским сиденьем и основным пассажирским вставляется еще один сегмент. Легким движением руки «кот» становится трехместным! Кстати, в более дорогой комплектации Z1 XT Limited, оборудованной 1100-кубовым четырехтактником мощностью 123 л.с. (ничего себе, «утиль»!), третье сиденье входит в базовую комплектацию. Само собой, снежик укомплектован электрозапуском, подогревом ручек руля, реверсом (который, к слову, включается кнопкой на руле и запускает двигатель «в обратку») и... рычажной передней подвеской. Вот это — совершенно нетипично для чистых утилитарников. Те, кто использует рабочие снегоходы по прямому назначению — егеря, охотники, газовики и иже с ними, недолюбливают рычажные системы, потому что в лесу (да и вообще, везде вне снегоходных трасс, то есть в 90% времени), рычаги сильно цепляются за ветки, деревья, кусты и прочую растительность. Их довольно легко погнуть или даже сломать, не заметив какой-нибудь коварный пень под снегом. В этом смысле телескопическая подвеска гораздо надежнее. Но рыбакам-охотникам не столь важна управляемость на высоких скоростях. Это спортсменам подавай рычажные подвески, чтобы «рулилось» и «ехало». Здесь же, установка рычажной фирменной подвески AWS II с возможностью регулировки ширины установки лыж говорит, в первую очередь, о том, что аппарат рассчитан и на активную езду. То же касается и задней подвески. Экономить не стали и тут — на Bearcat установлена шарнирная подвеска Twin Spar с двумя амортизаторами. Конечно, это не полностью регулируемая подвеска горника или кроссача, но ее настройки, ориентированные на комфорт седоков снова подсказывают нам, что снежик заточен под «развлекуху». Ходовые испытания я начал с пассажирского места. Необычно, но познавательно. Первые километры, проведенные на снежике в виде «балласта», показали, что «второму номеру» здесь не менее удобно, чем пилоту. Даже в условиях движения по лесным просекам и лесовозным дорогам, не отличающимся качеством и гладкостью, ехать пассажиром было комфортно и приятно. Подвески прекрасно справляются со всеми каверзами зимнего леса. В общем, даже неподготовленные и морально не окрепшие в снегоходном смысле барышни получат массу удовольствия и не откажутся в будущем «садиться на эту чертову машину». Кстати, за рулем ситуация примерно такая же. Снежик очень дружелюбен к пилоту. Не злобный, но тяговитый двигатель послушно отзывается на команды пилота, при этом не нагнетая в кровь адреналин, даже если давить курок на полную. Движок очень прогнозируем и понятен. Даже начинающим райдерам будет очень легко найти с ним общий язык. Конструкторам удалось найти практически идеальный компромисс между стабильностью и управляемостью. Аппарат очень устойчив на прямых и практически не склонен к опрокидыванию в поворотах. При этом, даже если в особо крутом вираже «кот» поднимает переднюю «лапу», это очень хорошо чувствуется, и ничего не стоит вернуть его обратно на «три кости». При всей своей покладистости и «взрослых» размерах, Bearcat прекрасно рулится. Его не нужно заставлять вруливаться в повороты. По узким и извилистым лесным тропинкам он идет, как по рельсам. Всегда знаешь, что даже если проезд между деревьями на выходе из очередного виража всего на несколько сантиметров шире, чем «размах» лыж, «кот» в него врулится. Очень нетипичная картина для тяжелых «утилей». Собратья, как правило, страдают заметной недостаточной поворачиваемостью и нелюбовью к смене траекторий. Оно и ясно, от ортодоксального утилитарника требуется, чтобы он ехал прямо и не напрягал усталого егеря желанием срулить куда-нибудь не туда. Здесь же совсем другой коленкор. Все больше и больше производителей умудряются совместить «теплое с длинным». И надо сказать, весьма успешно. Собственно, снегоходы, как и квадрики, повторяют в своем эволюционном пути автомобильный мир. Сначала внедорожником считалось железное корыто с четырьмя колесами, полным приводом и брезентовой крышей. Потом комфорт стал брать верх над дешевизной и практицизмом, и хоть злопыхатели говорят, что настоящий «джип» должен быть большой железный и без электроники, современные образцы не уступают своим «дедушкам» в проходимости и при этом способны подарить комфорт бизнес-седана. Так и с этим «котом»: вы хотели настоящий жесткий «утиль», простой, как молоток и надежный, как топор? Пожалуйста. Хотите, чтобы на нем еще и ездить было комфортно и приятно? Да еще и «за дешево»? Раньше бы на вас посмотрели, мягко говоря, удивленно. А сейчас еще и выбор предложат. Рабочая машина с отличным туристическим потенциалом и бодрым характером? Да меньше, чем за 400 «рублей»? Более чем интересное предложение.
|