ВходКарта сайтаКонтакты
 

СТАТЬИ, ТЕСТЫ, ОБЗОРЫ МОТОЦИКЛОВ



Аквабайк-дальнобой - путешествие по озеру Байкал


Компания Yamaha Motor CIS вообще славится тем, что устраивает для журналистов не просто тесты из серии «пони бегают по кругу», а настоящие серьезные экспедиции, в которых участники могут в полной мере изучить особенности техники и ее возможности, обнаружить недостатки и достоинства, которые никак не заметишь во время обычного однодневного теста. И, самое главное, в суровые условия настоящей экспедиции попадает не только техника, но и сами испытатели. Находясь в сотнях километров от цивилизации, можно надеяться только на себя и свою команду. А ситуации, нужно признать, бывают очень разными.


Сюрприз

В прошлом году Yamaha устраивала экспедицию по горному Уралу на SSV Rhino — именно тогда старичок, ныне уже снятый с производства, открыл нам свои доселе скрытые способности в преодолении косогоров, каменных сыпух и оврагов. Мы жили на турбазе, отапливаемой дровами, в дороге питались армейским сухпайком и, как говорится, стойко переносили все тяготы и лишения кочевой жизни. Но в этом году Yamaha Motor CIS удивила даже тех, кто уже привык ждать от них чего угодно. Еще до объявления «войны» первый вопрос, который услышали потенциальные участники мероприятия: «у вас есть „права“ на управление маломерным судном»? Вот тебе и мотожурналистика! Словом, через полтора месяца занятий, сидения с учебниками и экзаменационными билетами, неоднократных походов в ГИМС (это такое водное ГАИ), мы таки обзавелись долгожданными корочками водителя маломерных судов с открытой, помимо прочих, категорией «гидроцикл». Ибо предстоял нам, ни много ни мало, пробег по водам великого озера Байкал на гидроциклах.


Что такое гидроцикл? Это такая штука для купания вроде надувного матраса или круга, только очень дорогая и с мотором. Уезжать на нем дальше, чем на триста метров от берега, — никому не придет в голову, тем более использовать гидрик как транспортное средство для преодоления серьезных расстояний. Ведь ни вещей с собой не взять, ни сухим до места назначения не добраться. Но, оказывается, все совсем иначе.

Про экип

Температура воды в Байкале в июне — около +5 градусов. Местами, в особо благоприятных бухтах, она может подниматься аж до 15 градусов, но это, скорее исключение, нежели правило. Температура воздуха у поверхности воды, соответствующая. Такой объем жидкости, охлажденной почти до точки замерзания, очень эффективно остужает воздух. Солнышко, конечно, припекает, но толку от него немного. Учитывая скорость движения гидроцикла, даже теоретически можно прикинуть, что ехать целый день в одном, пусть даже толстом гидрокостюме — сродни катанию на снегоходе в одной футболке. Так что неопреновые гидрокостюмы, хоть и были заготовлены, почти у всех ехали в багаже. В работе был «непром» — непромокаемые куртки, вроде тех, что используют яхтсмены, вейдерсы — мембранный полукомбинезон, совмещенный с непромокаемыми носками, ласково прозванные «телепузиками», неопреновые перчатки, всевозможные непродуваемые балаклавы, термобелье, свитера и прочий утепляющий и совсем не водяной экип. Оказалось, что отличным подспорьем в дальнем путешествии на гидрике является обычный мотоциклетный шлем. Причем не кроссовый, в которых гоняются спортсмены в чемпионатах по аквабайку, а ¾, с большим стеклом, закрывающим лицо до подбородка. Ветер, брызги волн, солнце, почти не греющее, но сжигающее лицо за полдня, — от всего этого шлем здорово спасает. Ну и уши не мерзнут. В общем, народ экипировался кто как мог. От «сухих» гидрокостюмов, которые используют вейкбордисты в холодное время года, до мотоциклетных дождевиков и элементов армейской химзащиты (таким апологетом армейского экипа оказался я).

 

Про обоз, снабжение и расходы

И вот, берег огромной воды. В дымке на горизонте угадываются очертания гор на том берегу. Ветра нет, небо ясное, вода холодная и мокрая, но спокойная. Идеальные условия для начала пробега. В составе флота 13 гидроциклов Yamaha FX Cruiser SHO, один гидрик FX Cruiser HO (отличающийся тем, что его двигатель не оборудован турбонаддувом), водометный катер — джет, на котором едет суточный запас топлива, механики, фотограф и сухой паек на обед, и большой корабль  «Валерия», на котором нам предстоит жить. Пароход, помимо прочего, везет запас горючего для нашей весьма прожорливой техники.


Вообще, именно вопрос снабжения бензином наиболее актуален в путешествиях на аквабайке. Бак FX Cruiser вмещает семьдесят литров топлива. В режиме полного газа гидроцикл развивает скорость чуть больше 100 км/ч, и потребляет примерно 80-82 литра в час. Иначе говоря, расход приближается к 70 литрам на 100 км пробега. К счастью (а может, к сожалению?), в полный газ ехать практически не получается. Средняя скорость движения получается в районе 40-60 км/ч с расходом около 45-50 л/ч. Даже при таких раскладах, расход получается чудовищный по сухопутным меркам. В итоге, полного бака хватает на 140-160 км пробега. После некоторой доработки задней площадки аквабайка, на него устанавливается четыре канистры по 20 литров. Таким образом, можно увеличить «радиус действия» байка более чем вдвое — до 300-350 км. Уже похоже на «дальнобойный» формат. В нашем случае канистрами были оборудованы только гидрики организаторов — ребят из Yamaha. Мы, журналисты, шли без загрузки, так что на остановках приходилось делить бензин на всех.


Путешествие на аквабайке по российским водам осложняется тем, что у нас совершенно не развита инфраструктура отдыха на воде. Практически нет марин — портов для катеров и яхт, плавучих заправок, мощностей для ремонта и обслуживания техники. Положим, в Турции марины построены практически в каждой бухте. Расстояние между ними не превышает 30-40 км, но чаще оно еще меньше. В таких условиях вопрос заправки, пополнения запасов провизии и ночлега вообще не стоит. Другое дело — Россия, тем более, заповедный Байкал. Тайга, медведи и, кое-где, егеря.

В таком случае возможны два варианта — или судно сопровождения, которое везет запас топлива на весь маршрут (как было у нас), или заранее проведенные заброски топлива через егерей, геологов, газовиков, военных и прочих обитателей нужного труднодоступного района, если путешествие планируется, например, по сибирским рекам.


Но, пожалуй, закончим изучать матчасть, ужасаться количеству необходимого топлива и времени, затраченного на подготовку, перейдем непосредственно к самому путешествию.

Про первый выход

Первый выход в воды дарит совершенно особенные впечатления. Ты сидишь на аквабайке в двух десятках метров от берега, мотор заглушен, от берега еще не очень уверенными движениями отчаливают коллеги, вода спокойная и ровная как зеркало, изо рта идет пар. Ощущать себя верхом на довольно компактном, скажем так, судне в ожидании дальнего пути — довольно странно. Как на этом можно оставить за горизонтом место старта? Немного не по себе! Но вот все готовы, наш командор, лидер, главный идеолог и большой энтузиаст путешествий на аквабайках, директор сургутского дилера Yamaha «Рокот Мото» Андрей Михайлович Прудников занимает место во главе флота, мы разбиваемся на оговоренные группы, каждый за своим ведущим, и с ревом стартуем. 
Маленький корабль с большим мотором уносит меня в воды самого глубокого озера в мире. Вроде бы, едем! Дедушка Байкал был к нам благосклонен — вода очень спокойная, и можно расслабиться, окунувшись в эмоции, новые ощущения, впечатления.


Про перегоны

Путешествовать на гидрике — это вовсе не то же самое, что кататься. Нужно экономить топливо — будешь то и дело разгоняться-останавливаться, бензин кончится быстрее, чем у прочих, придется делать незапланированную остановку и тормозить всю группу. Приходится постоянно держать строй и двигаться таким образом, чтобы не мешать движению соседей, ненароком не облить кого-нибудь струей воды (хоть мы и «непромокаемые», все равно мало приятного), не облиться самому и, при этом, стараться выбирать траекторию таким образом, чтобы идти по чистой воде, а не по волне прошедших впереди тебя. Можно, конечно, дубасить где попало (напомню, что наша крейсерская скорость — около 60 км/ч), но даже обычная волна от прошедшего гидрика вызывает довольно ощутимую тряску, а когда перед тобой прошел десяток аппаратов, на воде образуется совершенно сумасшедший узор из старых, почти погасших и свежих, только что образовавшихся волн, которые пересекаются, смешиваются и каждую секунду образуют неповторимый узор, на котором тебя вместе с гидроциклом неимоверно трясет, бросает в разные стороны и вообще, раздражает, потому что системности в этой качке нет никакой. Это не волны, а вибростенд, а у гидриков Yamaha, подвески пока еще, к сожалению, нет. Зато, если выйти на чистую воду, и двигаться вдоль берега, где глубина не превышает десяти-пятнадцати метров, можно встать с сиденья и сквозь толщу абсолютно прозрачной воды наблюдать, как под тобой проносятся камни, поросшие водорослями, песчаные косы, галька... В такие моменты складывается полное ощущение полета.


Про перекуры

Примерно каждые полчаса-сорок минут мы останавливаемся. Просто тормозим на воде, собираемся в кучки по два-четыре гидрика, встаем борт к борту. Чтобы не расходиться друг от друга, просто закидываем ногу на подножку соседнего байка. После рева двигателей и шума ветра тишина, которая возникает в сотнях метров от берега, просто звенящая. Тогда мы просто смотрим на горы, встающие из воды, или на далекий бурятский берег, который еле виднеется в дымке. Иногда такие остановки происходят у берега. Можно подойти вплотную к скале, вздымающейся из воды на добрую сотню метров, и потрогать ее покрытый лишайником холодный бок. В таких скалах множество гротов, выбитых за тысячи лет холодными волнами Байкала. Нам очень нравится заезжать в них кормой, и смотреть на воду из «норы». Касаясь тысячелетних камней в таких вот гротах, понимаешь, что, возможно, ты первый из людей, кто вообще сюда забрался и коснулся этих стен. Потому как ни один, даже небольшой катер сюда не поместится, а даже если бы и поместился, у нормального, в своем уме водителя моторки не возникнет желания залезть в этот грот, потому что шанс грохнуть борт или дейдвуд мотора о камни практически стопроцентный. С гидриками проще — его запросто удерживаешь руками от столкновений. Именно в такие моменты понимаешь, что никакая лодка, катер и уж тем более теплоход не способны подарить столько впечатлений. Ты абсолютно мобилен, не отгорожен от природы, воды и воздуха каютой и даже просто высоким бортом. Протяни руку и коснись природы. Вот она, вокруг тебя! Ощущения схожи с путешествием на мотоцикле, когда даже воздух, обжигающе горячий или промозглый и ледяной, становится частью твоего мира, а не картинкой за стеклом. Ты ощущаешь мир кожей, все запахи, влажность, лучи солнца... Ты участник этого шоу, а не сторонний наблюдатель.

 

Про чудеса природы и невесомость

Погода и Байкал к нам невероятно благосклонны. Если в первый день вода была просто ровной, то к вечеру второго дня она превратилась в зеркало. Наш путь пролегал с северной оконечности самого большого острова Байкала — Ольхона к мысу Покойники. Самый короткий путь, как известно, — по прямой. И даже так нам предстояло преодолеть около 100 км до момента сближения с берегом. Через двадцать минут после старта берега Ольхона практически скрылись из виду в дымке. Далекий берег, к которому мы держим путь, виден на горизонте слева, сияя снежными шапками на горах. Справа из тумана на границе видимости как призрак тает бурятский берег. А впереди...


Впереди ничего нет. Потому что цвет воды и цвет неба — одинаковый, а место, где небо соединяется с водой скрыто дымкой. Горизонта нет! На воде нет ни ряби, ни волнения. Она как зеркало, абсолютно точно и без искажений отражает облака. Мы выстроились фронтом, так, чтобы каждый шел по чистой, еще не тронутой волнами воде. Полное ощущение полета. Нет верха и низа, нет земли и воды, только бледно-голубая бездна, посередине которой — ты.


Здесь уже не до экономии топлива. Последние километров двадцать весь флот «разбредается» по фронту шириной километра два и валит на все 210 лошадиных сил в этом невероятном, невозможном полете между небом и водой... Невероятные, волшебные ощущения!

Про зверей

Байкал, несмотря на довольно обширную заселенность, — все еще остается действительно заповедным местом. Здесь по-прежнему, как и тысячи лет назад, хозяйничает медведь. И мы с ним встречались не раз. То любопытные косолапые вышли к воде посмотреть, кто это устроил столько шума, правда, косолапые не стали спускаться к урезу, предпочтя остаться на высоте косогора. Тем не менее, вот так встретить сразу двух мишек в условиях дикой природы — зрелище далеко не частое.


Еще один «хозяин тайги» выходил проведать, как мы себя ведем, на одной из стоянок. Он вышел из леса прямо на берег буквально в километре от места, где был пришвартован наш экспедиционный теплоход. Настораживало только то, что некоторые члены нашей группы жили не на корабле, а в палатках на берегу. Реши медведь познакомиться поближе, могло бы кончиться невесело. Успокаивало только то, что сытый медведь к людям сам не приходит. А в этом году, по заверениям местных знатоков, с едой у мишек все в порядке.


Конечно же, мы не могли познакомиться и с еще одним уникальным видом животных: байкальской нерпой. Специально для этого мы сделали крюк почти в сто километров, к Ушканьим островам, чтобы посмотреть на них. Подойти к берегу, выйти на пляж, где у этих тюленей излюбленное лежбище, нам не разрешили егеря — заповедник. Но полюбоваться зверьками с воды мы смогли. Сотни, а то и тысячи черных любопытных животных выныривали из воды, чтобы посмотреть, кто к ним приехал. Разумеется, шум моторов не позволил подойти очень близко, но даже того, что мы смогли увидеть, оказалось более чем достаточно. Зрелище невероятное.
А вот комаров на Байкале не оказалось, удивительно, но мы не встретили практически ни одного, так что все наши стратегические запасы репеллентов, которые мы везли из Москвы, оказались неизрасходованными.

Про шторм

На четвертый день нашего путешествия дедушка Байкал решил показать нам свой истинный характер. Все же, по площади водного покрова, его можно смело называть морем. И характер у него вполне морской. Сначала водяная гладь подернулась рябью, потом ветер начал раздувать невысокую волну, сродни тех, что мы производили своими аквабайками. Потом, почти незаметно, высота волны выросла до метра, полутора, двух, а местами стала подниматься и на три метра. Маленький и легкий гидроцикл не способен прорезать волну благодаря инерции покоя. Поэтому он как бы облизывает каждый вал и впадину. Правда, с инерцией движения у гидрика все в полном порядке, поэтому с каждой следующей волны приходилось не соскальзывать во впадину, а спрыгивать. Когда четыреста с лишним килограммов гидроцикла плюхаются плашмя о воду с высоты человеческого роста, сидеть в седле становится просто невозможно. Вода приобретает твердость камня! Поэтому из «чоппера» на спокойной воде (когда можно ехать расслабившись и вытянув вперед ноги) гидроцикл превращается в жесткий эндуро (когда ты на протяжении всей дороги вынужден ехать в кроссовой стойке, отрабатывая каждое приземление ногами). Взобрался на волну и БАХ! Прыгаешь с нее вниз, и в следующую секунду уже снова взбираешься на хребет волны, чтобы снова грохнуться с нее вниз.


Это жестче, чем кросс или эндуро. Ты не можешь ехать медленнее, чтобы прыгать не так высоко. Ты не можешь прыгать реже, давая отдых ногам, рукам и спине, ты не можешь сесть в седло и аккуратно объезжать «ямки». Только газ, только вперед. Бесконечные мириады волн несутся тебе навстречу, им нет конца, они не знают пощады. Или ты, зажав газ, рубишься со стихией, или останавливаешься и превращаешься в щепку, которую ветер гонит туда, куда нужно ему, а не тебе.

Именно тут я понял, что такое бесконечность. За два с небольшим часа, пока мы прорывались сквозь шторм, я видел тысячи волн, и ни одна не была похожа на другую. Бесконечное количество вариантов, и в каждую нужно заехать так, чтобы спрыгнуть с нее максимально удобно, чтобы продолжить дальнейший путь. Приводнишься рано — следующая волна накроет с головой, приводнишься слишком поздно — получишь такой удар в ноги, что лучше бы сразу потонул. Приводнишься не перпендикулярно волне — развернет лагом и, опять же, обольет водой, погасит скорость до нуля и может просто выбить из седла... Так, выбирая «дорогу» через каждую волну, работая газом, мы пробирались вперед, к финишу. Особо «везучие» коллеги пару раз умудрились спрыгивать с волны так, что гидрик входил в набегающий следом вал, как нож в масло, полностью заныривая под воду вместе с пилотом.

Группа изрядно растянулась. Не все смогли держать заданный ведущим темп. Несколько раз мы останавливались и ждали хвост. А когда стоишь на месте, волны не кажутся такими высокими! Но стоило тронуться, и волны, как по волшебству, вырастали до человеческого роста и даже выше, и ничего не оставалось, как с исконно русскими выражениями падать с очередной волны вниз, получая в морду пару ведер воды, несущихся навстречу тебе со скоростью под 50 км/ч. Напились воды на всю жизнь. Хорошо, что в Байкале она кристально чистая!


Удивительно, но шторм стих, также постепенно, как и поднялся. К точке нашего финиша, поселку Листвянка, мы снова подошли по совершенно гладкой воде, штилю, но совершенно мокрые и довольные. Субботняя Листвянка — любимое место отдыха иркутян. Народу на берегу — не меньше, чем в Сочи в разгар сезона, разве что никто не купается. И вдруг — шоу. Полтора десятка ревущих гидроциклов ровным строем выходят из-за мыса и, как на параде, торжественным маршем проходят вдоль всего поселка. На Байкале почти нет гидроциклов. Слишком холодная вода. Но теперь мы доказали, что низкая температура воды и воздуха не помеха для гидроцикла.

Послевкусие

Это путешествие стало, без сомнений, самым ярким в моей практике. Я смело ставлю аквабайк-туризм в один ряд с мотоциклетными путешествиями. Смысл, ощущения, степень контакта с окружающим миром, природой, людьми и животными совершенно такой же. Ты не борешься со стихией, ты становишься ее частью, вливаешься в нее и растворяешься в ней.


Увидеть, услышать, вдохнуть и почувствовать столько впечатлений невозможно, если путешествовать на корабле или автомобиле. К сожалению, формата одной статьи катастрофически недостаточно для того, чтобы рассказать обо всем. За «кадром» осталось огромное количество эпизодов и впечатлений: свежепойманный омуль, приготовленный в масле с луком и солью (японские суши нервно курят в сторонке), священные места буддистов, куда верующие приезжают со всего мира. Бродячая собака, которая не хотела пускать меня в священную пещеру на скале Шаманка, сломавшийся катер сопровождения и два подряд случайных оверкиля одного из участников пробега... Наверное, полный рассказ потянул бы на небольшую книжку.


Аквабайк-туризм — феномен невероятно интересный, сложный и дорогой. Пока еще очень мало кто вообще представляет, что такой вид отдыха возможен, однако с каждым годом любителей такого вида отдыха становится все больше, а маршруты, которые прокладывают аквабайкеры, — все сложнее и невероятнее. Как вам переход Чукотка — Аляска — Чукотка? Или путешествие с Камчатки на Командорские острова? Или проход по Обь-Енисейскому каналу, который был выкопан еще в конце XIX века? Эти маршруты уже пройдены, а ведь водных путей, изведанных и нехоженых, в России в десятки раз больше, чем сухопутных. И все они доступны для гидроциклов.


Да, это дорого и очень сложно в подготовке, даже при наличии достаточного количества денег, далеко не каждый сможет организовать такой пробег, но привязать к гидроциклу гермомешок с палаткой, спальниками и провизией и махнуть, например, по Рыбинскому или Иваньковскому водохранилищу — доступно многим. Аквабайк — действительно полноценный водный транспорт, такой же, как мотоцикл на суше. Он может многое, просто мы об этом можем не догадываться. 

Благодарим компанию «Yamaha Motor CIS» за организацию путешествия.

Понравилось? Поделись


Все записи
Рубрики: Урал Экипировка Другое Yamaha


Комментарии

Нет комментариев



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
* Поля обязательные к заполнению




РУБРИКИ


Aermacchi ( 4 )
Alfer ( 9 )
Aprilia ( 1042 )
Benelli ( 89 )
Beta ( 23 )
Big dog ( 10 )
Bimota ( 84 )
BMW ( 1300 )
Borile ( 3 )
boss hoss ( 9 )
Brammo ( 23 )
Buell ( 151 )
Bultaco ( 8 )
Cagiva ( 79 )
Can-Am ( 128 )
CCM ( 2 )
Daelim ( 25 )
Derbi ( 296 )
Ducati ( 2220 )
Enfield ( 46 )
ferrari ( 158 )
Gas Gas ( 11 )
Geely ( 3 )
Gilera ( 222 )
Harley-Davidson ( 612 )
Highland ( 5 )
Honda ( 2933 )
Horex ( 31 )
HRD ( 7 )
Husaberg ( 17 )
Husqvarna ( 164 )
Hyosung ( 36 )
Indian ( 91 )
Italjet ( 43 )
Jawa ( 44 )
Jordan ( 12 )
Kawasaki ( 1134 )
Kinetic ( 1 )
KTM ( 564 )
Kymco ( 87 )
Laverda ( 12 )
Lem ( 48 )
Malaguti ( 63 )
MBK ( 6 )
Minsk ( 4 )
Mission ( 87 )
Mondial ( 9 )
Montesa ( 6 )
Morini ( 50 )
Moto Guzzi ( 168 )
MotoGP ( 2745 )
MTT ( 2 )
Munch ( 6 )
MV Agusta ( 266 )
MZ ( 81 )
Peugeot ( 121 )
Piaggio ( 348 )
Polini ( 21 )
Praga ( 1 )
Rieju ( 4 )
Rokon ( 8 )
Royal ( 73 )
Sachs ( 142 )
Scala Rider ( 6 )
Simson ( 7 )
Stels ( 35 )
Supermoto ( 49 )
Suzuki ( 1538 )
SYM ( 44 )
Titan ( 19 )
Triumph ( 377 )
Vespa ( 176 )
Victory ( 84 )
Vor ( 31 )
Voxan ( 15 )
Vyrus ( 12 )
World superbike ( 316 )
Yamaha ( 2760 )
Днепр ( 62 )
Другое ( 1790 )
Зид ( 2 )
ИЖ ( 44 )
ИМЗ ( 31 )
Кастом ( 52 )
квадрицикл ( 2 )
Квадроцикл ( 38 )
Кроссовый ( 2 )
Круизер ( 23 )
Минск ( 84 )
Молот ( 2 )
Мотард ( 12 )
Мотовело ( 8 )
мотофристайл ( 66 )
нейкед ( 113 )
Обзор ( 20 )
СF-Moto ( 1 )
Скутер ( 258 )
стритфайтер ( 186 )
супербайк ( 537 )
Супермото ( 82 )
Суперспорт ( 51 )
Тест ( 414 )
триал ( 138 )
трицикл ( 50 )
Тула ( 11 )
Турист ( 75 )
Урал ( 174 )
Чоппер ( 21 )
Экипировка ( 2092 )
электромотоцикл ( 114 )
Эндуро ( 44 )
Ява ( 24 )



По страницам истории мотоциклов:

Aprilia
Benelli
Beta
Big Dog
BMW Motorrad
Buell
Derbi
Ducatti



Работает на Amiro CMS - Free