Каким должен быть первый шаг в мир спортбайков? Есть потомки камикадзе, утверждающие, что можно начинать и с «литра». Народ более трезвомыслящий, но не искушенный, считает что, 750 кубов — это значительно безопаснее. Совсем продвинутые благоразумно называют цифры 600 и 400 см3. Последний вариант для взрослого дядьки будет не плох, но что делать юным адептам спортбайкерства, которые еще и «прав» толком не получили?
Знамо дело, осваивать технику начального уровня, которая, к счастью, имеется и на нашем рынке.
Yamaha TZR 50 выглядит очень по-взрослому. По большому счету, с расстояния пятнадцати метров ее запросто можно принять за R6 первых серий или Thundercat. Стальная штампованная рама, выкрашенная в черный цвет, очень убедительно имитирует «диагональ». Острый дизайн «пластика» и тормозные суппорты AJP покрашенные золотой краской (ну, прямо, Brembo Oro!) добавляют байку солидности.
Короче говоря, если вы не будете орать в мегафон «Я езжу на полтыше», то можно основательно пустить пыль в глаза. Поначалу думал, что это я один такой впечатлительный, но, когда на заправке сотрудники начали на полном серьезе выяснять «сколько жрет и как сильно прет», понял, что «коэффициент оборачиваемости» (демонстрирующий, сколько прохожих обернется посмотреть на байк) у TZR-ки чрезвычайно высок!
Двигатель заводится, что называется, с «полу-тыка» и ничем не выдает своего рабочего состояния. Когда я уже начал сомневаться, все ли в порядке, порыв ветра принес облачко белоснежного двухтактного выхлопа, обогащенного маслицем на период обкатки. То-то же! Первая передача включается мягко, даю «газку» и… Э-э-э, что-то ничего не происходит! Двигатель в обкаточной конфигурации начинает тянуть только с 4-х-5-ти тысяч оборотов. На первых четырех передачах удалось разогнаться аж до 50 км/ч! Причем, как показала практика, ни на одной из передач большей скорости достичь нельзя, так что на 4-й можно рассекать, как на автомате.
Впрочем, на наглухо закупоренной киевской окружной это нисколько не мешает: 50 км/ч в междурядье — то, что доктор прописал. Удобно облокотившись на бак, продолжаю составлять мнение о байке. Сиденье жесткое, скроено по спортбайковским канонам. Руль, как и положено, установлен низко, подножки отнесены назад. Между тем, эргономический треугольник вышел очень даже удачным, разве что «тошнить» со скоростью ужаленного велосипедиста не слишком комфортно, да и чрезмерным акселератам здесь может быть неуютно.
В отличие от двухтактного двигателя, тормоза этой Yamaha в бережной обкатке не нуждаются. После непродолжительной притирки они готовы показать все, на что способны. 280-ти миллиметровый передний тормоз и двухпоршневой суппорт выглядят игрушечными, однако же, их с головой хватает для того, чтобы поставить легкий, как пушинка (114 кг сухой массы) байк на переднее колесо. Задний диск имеет диаметр 220 мм, так что при случае им также пренебрегать не стоит.
Обкатка для любого мотоцикла — дело святое, что уж говорить о двухтактном двигателе! Но какой же это тест, если не дать малышу «копоти»? тщательная ревизия среди знакомых выявила одного TZR-щика, который и стал нашей невольной «жертвой». Ну что сказать, обкатанный и соответствующим образом «раздушенный» мотоцикл производит совершенно другое впечатление. Активная работа коробкой передач дает возможность понять, что содержание здесь вполне соответствует боевитому облику. Яростно молотя единственным цилиндром, Yamaha драматично «валит» сквозь реальность.
Скромный объем двигателя накладывает отпечаток на стиль езды, вынуждая яростно работать коробкой передач. Вверх-вниз, вверх-вниз. Приятно, что такая манера на этом мотоцикле не только не раздражает, но воспринимается, как единственно приемлемая, словно в тебе пробуждается азарт, и ты неустанно щелкаешь «затвором», выжимая из этого «полтыша» все соки. Все соки — это около 100 км/ч по спидометру, а при попутном ветре — 105-107 км/ч. Памятуя о том, что у этого «амбициозного» спортбайка объем двигателя равен всего четверти стакана-гранчака, результат можно признать просто отличным. Практически во всех режимах (в пределах разумного) байк ведет себя отлично, тормозов хватает выше крыши.
Езда на этом детском, в общем-то, мотоцикле захватывает, уж простите за тавтологию, не по-детски. С другой стороны, езда в городе выявила одну особенность: за рулем TZR50 напрочь не хочется пользоваться тормозами, настолько жалко терять завоеванную в неравной борьбе с КПП и аэродинамическим сопротивлением скорость. Пик удовольствия от езды на этом байке получаешь на картинговом кольце, где появляется возможность ехать в оптимальном режиме, не растрачивая ни крохи мощности впустую.
По окончанию теста вдруг подумал, что, к сожалению, в годы моей туманной юности о настоящем спортбайке в миниатюре, своеобразной «парте» для начинающего, не приходилось даже и мечтать. Я думаю, любой мальчишка получит огромное удовольствие от первого в жизни прохождения поворота «с коленкой», и Yamaha TZR50 способна полностью удовлетворить потребности новичка. В голову невольно закралась картинка, демонстрирующая десятка полтора TZR-ок на стартовой решетке трека, сосредоточенные лица гонщиков, вышедших на старт первой в жизни настоящей гонки… Монокубок, кузница будущих чемпионов?! Почему бы и нет! Слово за импортером Yamaha!
Текст: Денис Лось
Фото: michel