|
Гонка по живописнейшим местам в самом разгаре. Мы вдали от теплых домов, мобильной связи и интернета. Вокруг — лишь гербарии степных колючек, синеватые горы да редкие стада овец, задорно подгоняемые лихими смуглыми пастухами. Пожалуй, вы представляете себе южную Турцию несколько иначе. Но лишь потому, что никогда не были на ралли-рейде Трансанатолия. Необъятное бездонное небо молча подмигивает россыпью холодных искорок, плотным кольцом вокруг лагеря смыкаются строгие скалы, подсвеченные чистым лунным светом. Звенящая ночная тишина горной Турции бесстыдно разрушена. Лязг металла, рев заведенных моторов, переговоры и хохот, нудное бормотание генераторов и постоянно снующие туда-сюда внедорожники и байки. Дикая природа, скривившись в снисходительной ухмылке, пожертвовала своим спокойствием, уступив место выросшему ровно на одну ночь поселению кочевников. Это шумный многонациональный бивуак ралли-рейда Трансанатолия 2013. Веселые подтрунивания механиков, серьезные лица пилотов, которых подводит техника, возня в мобильных гоночных боксах при свете ламп. Пока сон не сморил после трудного гоночного дня, самое время просмотреть роудбук, внести свои пометки и подготовить все для завтрашнего дня. В полночь в лагере выключают свет, как бы настойчиво напоминая о том, что крепкий сон никто не отменял и график ралли един для всех. Ралли-рейд Трансанатолия за свою короткую историю успел стать настоящим символом внедорожной Турции. Старт и финиш гонки — в курортной Анталии, но между ними лежат 2 200 км уникального маршрута через Таврские горы к Каппадокии и обратно. Целая неделя изнурительных испытаний, от 100 до 200 км спецучастков ежедневно и семь захватывающих этапов, не похожих друг на друга. Каждый новый день готовит участникам очередные сюрпризы: бескрайние степи, пыльные проселки, горные деревни, каменистые серпантины на высоте около 3000 м, непролазные лесные гущи и броды... Единственное, чего вы здесь никогда не встретите, — так это песчаных дюн. Остальные варианты бездорожья в Трансанатолии представлены в избытке. В этом году четвертая по счету гонка едва не была отменена: в последний момент организаторы столкнулись с серьезными проблемами. Впрочем, катастрофы удалось избежать ценой перенесенных дат. Увы, это сильно отпечаталось на стартовом листе ралли-рейда: многие европейские спортсмены из-за плотного гоночного графика не смогли изменить свои планы. Но раз уж решение принято — гонке суждено было состояться «при любой погоде». В этом году на старт выехали 27 участников. Традиционно самый массовый — мотозачет. 17 байков, из них два испанских и один немецкий. При взгляде на остальную часть списка становилось понятно, что в этом году Трансанатолия превратится в поле битвы между турецкими и итальянскими эндуристами. Принять участие в ралли-рейде несложно. Для этого необходимо иметь байк, способный автономно проехать не менее 180 км, оборудованный защитой, устройством для промотки дорожной книги (роудбука) и GPS. Жестких ограничений по выбору моделей нет: хорош любой мотоцикл, лишь бы эндуро. При этом все двухколесники делятся на две группы: В1 (для байков с моторами 200-450 «кубиков») и В2 (от 451 до 750 «кубиков»). В мотозачете разрешается все, кроме изменений в конструкции шасси. Можно модернизировать мотор, трансмиссию и мудрить с подвеской в рамках требований безопасности. Обязательно навигационное оборудование, наличие крыльев и исправно работающая светотехника. Часть маршрута пролегает по диким тропам, лиазоны в основном асфальтовые. Так что каждый пилот свободен и в выборе покрышек для байка. В этом году организаторы предложили новую опцию: помимо традиционных категорий «ралли» (гонка на время) и «рейд» (ориентирование), желающие могли проехать в режиме приключения (adventure): без тяжелой навигации и спортивного режима, зато по самые уши накачавшись духом настоящей Трансанатолии. Этот демо-режим где-то повторял гоночный маршрут, а где-то предлагал более щадящие пути объезда. И если участие в старших категориях оценивалось в 2250 евро, покататься в «эдвенчере» было на 750 евро выгоднее. И здесь, в отличие от категории «ралли», нет необходимости в гоночной лицензии. Но не будем отвлекаться: совсем скоро сумерки рассеются, и ралли-рейд продолжит свой сумасшедший ритм. Ранним утром, еще до того, как солнце выглянет из-за горизонта, бивуак очнется от недолгого забытья и горделивое молчание гор будет взорвано тысячью звуков. На ощупь в темном пространстве побегут умываться пилоты и штурманы, застучат посудой ответственные за кухню, взревут моторы под пристальным взором механиков, проводящих последние предстартовые приготовления, над лагерем поднимутся в воздух шум, возня, смех и утренние любезности. Пилоты настраиваются на гонку по-своему. Кто-то разминает затекшие ото сна в палатке конечности, кто-то тщательно набирает в столовой плотный завтрак. Некоторые впопыхах докручивают гайки и одевают обратно на байк пластик. Итальянец Паоло Чечи вместо зарядки седлает свою «Ямаху» и на 10 минут покидает оживающий лагерь, отправляясь с утра пораньше на маленький променад и настраиваясь на новую битву. «Йога не для меня, — шутит спортсмен, заправляя свой кэмелбек специальной минеральной смесью, — я никогда не доверял этим странным упражнениям». Первыми на спецучастке стартуют мотоциклы и квадроциклы. Правда, четырехколесная техника в явном меньшинстве: в этом году, как и в прошлом, в старт-листе всего один квадрик... зато какой! За рулем боевой Yamaha Raptor 700R очаровательная болгарка Зорница Тодорова. Улыбчивая Зори (так ее зовут в лагере) на каждом спецучастке мчит отнюдь не по-женски, взрывая каменистый грунт и дрифтуя в каждой извилине опасных серпантинов. Пилоты готовы носить ее на руках: единственная девушка в этом году, а ее уверенности в собственных силах стоит многим поучиться! Зори только пожимает плечами: «Мне здесь очень нравится, полный восторг! Я думаю, в следующем году мне удастся привезти сюда нескольких единомышленников. Жаль только, моя „Ямаха“ слабовата на длинных прямиках — ей бы чуток побольше мотора!». В этом году мотозачет исключительно мужской, тогда как год назад с бесстрашными парнями плечом к плечу ехали четыре девушки. Секундомер отсчитывает секунды до старта, рев мотора, столб пыли, и вот уже своей очереди ожидает следующий пилот... Гонщиков окружают невероятные пейзажи, картинка меняется буквально каждую минуту. Жаль, что в пылу борьбы спортсмену не хватает времени, чтобы внимательно разглядеть все это великолепие: он непрерывно следит за показаниями своей дорожной книги и одновременно — за тропинкой под колесами, которая подчас больше напоминает показания эквалайзера. Одно неверное движение и можно прямиком угодить в каменистую пропасть. Правда, еще в прошлом году молодой пилот Роберт Ван Пельт смеялся над моими опасениями: «На самом деле, это все чепуха, ведь если я потеряю контроль над байком и уроню его с обрыва, сам я всегда успею выпрыгнуть. А вот каково водителю и штурману в автомобиле — я даже боюсь представить. Им-то выскочить на лету не позволят каркас, ремни и двери!». В горах свой климат: рано утром ты инстинктивно натягиваешь на себя все свои шмотки разом и дышишь паром, а к полудню воздух нагревается до 40 градусов. Пилоты держат высокий темп, чтобы хоть как-то отсрочить момент закипания: при полном экипе в таких условиях худеешь быстрее, чем в сауне. После первого спецучастка есть немного времени для того, чтобы, наконец, снять шлем и стереть с лица толстый слой пыли. Хлебнуть воды, собраться с духом, дозаправиться топливом и вновь нажать на газ... Всю гонку с большим отрывом уверенно лидирует итальянец Паоло Чечи со стартовым номером 3. Пилот команды Soloenduro едет уверенно и технично, не оставляя соперникам не единого шанса. Лишь однажды на шестом этапе Паоло уступает испанцу Хуану Педреро. Но тройка лидеров практически всю гонку неизменна: компанию пилотам составляет еще один пилот Soloenduro, Алессандро Боттури. Кстати, пара слов о технике, представленной в этом ярком топ-3. Паоло Чечи управляет практически стандартным Yamaha 450. Боттури пилотирует байк SpeedBrain 450, построенный вокруг мотора BMW K16 2009 года. Педреро же выступает на PKL — самоделке родом из Барселоны, построенной на базе двигателя KTM 450. Трансанатолия — ралли с довольно сложной навигацией. Малейшая ошибка — и ты выбываешь из битвы за очки. А постоянно меняющийся грунт под колесами то и дело норовит сбить пилота с толку: то байк по самые ступицы увязает в раскаленном песке, то отправляется в пляску святого Витта на каменистых подъемах, то теряется в многометровом облаке пыли. Однако кое-кому приходилось труднее всех: в этом году в ралли-рейд в мотозачете отправились... две «Веспы»! Андреа Нутини и Марчело Диброни покорили всех своей несгибаемой силой духа. Там, где обычные эндуро ехали без особых проблем, творениям Piaggio приходилось туго. Небольшой вес, маленькие покрышки и слабенькие моторы превращали каждый спецучасток если не в пытку, то уж точно в проверку на прочность. Разумеется, весповоды ехали не весь маршрут: полный комплект испытаний итальянским «табуреткам» просто не под силу. «Самая большая беда — это, конечно же, каменистые дороги, — рассказывал Андреа, — когда Vespa скачет по ним, ее колеса постоянно отрываются от земли, и в этот момент ты на сто процентов теряешь управление. Все, что тебе остается, — лишь ловить руль и пытаться ехать вперед, корректируя эту хаотичную траекторию ежесекундно». Но вот, наконец, гоночный день постепенно подходит к концу. Пилоты завершают маршрут на бивуаке, который к моменту финиша уже перебирается на новое место. Пока светло, механики осматривают и чистят байки, скручивают дорожные книги, проверяют работу основных систем. Если в течение дня мотоцикл падал или подводил пилота, самое время найти и устранить неисправность. Пилоты, спешившись, принимают человеческий облик через горячий душ, чистую одежду и сытный ужин. Хоспиталити в этом году потрясла абсолютно всех. Нет, вы не подумайте, в прошлом году организаторы очень трогательно заботились обо всех обитателях бивуака, предоставляя теплые душевые кабинки, туалеты, спальные тенты, электричество и первоклассную домашнюю местную кухню. Но в этот раз самая первая ночевка в поле заставила всех раскрыть рты: теплые вагончики с душевыми для мальчиков и девочек, розетки в каждой палатке и... настоящий ресторан под открытым небом! С деревянными столами, японскими светильниками и официантами. Вот уж точно — чего только вдали от цивилизации не встретишь! Вечерний бивуак — атмосфера особая. Здесь заводятся новые знакомства, завязываются споры, раскрываются секреты. За чашкой чая или стаканчиком чего покрепче профессионалы из разных стран находят общий язык, становясь частью большой раллийной семьи. Сейчас они здесь, вдали от своих домов, под холодным звездным небом, делятся впечатлениями и шутками, переводят друг другу непередаваемую игру слов родного языка и строят планы на завтра. В таком ритме семье суждено прожить еще несколько дней и ночей. А затем ралли-рейд Трансанатолия вновь вернется к точке отсчета: последний спецучасток будет пройден, а пилоты большой колонной отправятся к Анталийскому побережью, на закрытый пляж. Последние километры самые счастливые: тяжелое испытание осталось позади, теперь всех участников ждет заветный подиум и заслуженный отдых. Первую строчку зачета занимает Паоло Чечи, Soloenduro, Yamaha 450. Серебро — у его сокомандника Алессандро Боттури, SpeedBrain 450, бронза — у испанца Хуана Педреро, PKL Racing, PKL 450. Шампанское, почетные кубки и восторг толпы зрителей: эти ребята настоящие бойцы и сегодня — определенно, их день! Свои награды получают Зорница Тодорова, а также Андреа Нутини и Марчело Диброни — как самые отчаянные мопедоводы. А еще руководитель команды Soloenduro, Энзо Данези, подготовил особый приз для самого быстрого турецкого пилота: два трофея ручной работы в память о погибших год назад на Трансанатолии гонщиках Кемале Мерките и Воутера Вааркампе... Награды обрели своих героев, солнце погрузилось в теплое Анталийское море, а большая семья ралли-рейда продолжила вечеринку у бассейна фешенебельного отеля. Но переживших «Трансанатолию 2013» этой ночью можно было без труда вычислить в толпе резвящихся на танцполе: их взгляд все еще хранил в себе адреналиновый отпечаток дикой свободы. И нет-нет, но украдкой каждый из нас поднимал мечтательно глаза навстречу безмолвному холодному звездному небу. Ралли-рейд Трансанатолия проводится в южной Турции уже в четвертый раз. Это внедорожная семидневная гонка с общим пробегом в 2 200 км и довольно сложной навигацией. Общая протяженность спецучастков — 875 км. Ралли-рейд ориентирован как на профессиональных спортсменов, так и на любителей (впрочем, последние должны обладать хорошими навыками внедорожной езды и ориентирования). Некоторые мотогонщики (например, Томас де Буа) приезжают на Трансанатолию для того, чтобы как следует потренироваться перед Дакаром. География ралли-рейда довольно обширна: гонка пользуется популярностью у европейцев и местных пилотов. А организаторы с большой надеждой ждут появления в стартовом листе российских имен. Официальный сайт гонки http://www.transanatolia.com
|