Допустим, что все идет к тому, что следующим летом мы выедем из салона на новом, пахнущим лаком и резиной, мотоцикле. Это будет машина, на которой мы будем побеждать трафик в ежедневной городской сутолоке по дороге на работу, при возвращении домой или в поездках по магазинам, а также во время близких или дальних вояжей, когда захочется почувствовать запах теплых лесов и лугов, или же попросту сбежать от уличной суеты и тесноты. Допустим, что это не тот случай, когда за небольшие деньги вам попался мотоцикл б/у практически в идеальном состоянии, а у вас как раз хватает денег на настоящую новенькую, прямо с завода, машину, и вы стоите перед довольно тяжелым выбором: на что же потратить свои, с таким трудом заработанные, деньги. Нам нужен легкий, юркий, динамичный и приятный мотоцикл, не слишком крупный, но настолько удобный, чтобы при необходимости можно было бы нагрузить его верхним кофром и даже парой боковых. Он, естественно, должен быть красивым, надежным и недорогим, но при этом он обязательно должен создавать своему седоку репутацию стильного и успешного человека.
Из чего выбрать?
На этот раз нам удалось собрать в одном месте и в одно время сразу десять цилиндров, общий рабочий объем которых превышает две тысячи кубических сантиметров! Столь интригующая и богатая смесь – это сердца трех представителей среднекубатурной категории, «снятых с полки» мотоциклетного рынка: BMW F 800 S, Suzuki Bandit 650S, а также Yamaha FZ6 Fazer S2. Для тестирования мы выбрали три разных, хотя и похожих, мотоцикла, и постараемся ответить на вопрос: «Какой из них лучше всего соответствует нашим ожиданиям, бюджету и вкусам?». Мы также постараемся как можно более объективно рассказать вам о всех существенных (с точки зрения изложенных выше требований), характерных особенностях этих машин. Удастся ли это? Посмотрим…
BMW F 800 S
По цене BMW F800 S выглядит не слишком привлекательным в сопоставлении с конкурентами от Yamaha и Suzuki. Однако те, кто ожидает от жизни чего-то большего, возможно, заинтересуются техническими решениями, предлагаемыми этим производителем.
«Эф-восьмисотый» управляется очень хорошо. Особенной похвалы заслуживает серийно устанавливаемый (на модели BMW F 800 S) рулевой демпфер. Он улучшает стабильность управления в поворотах, создавая у водителя впечатление управления спортивным мотоциклом. Легкий по массе и внешнему виду, но одновременно жесткий, консольный маятник на BMW является очередной изюминкой в этом классе. В плюсе – регулировка преднатяга пружины заднего амортизатора, что очень легко осуществляется благодаря находящейся снаружи удобной рукоятке. В свою очередь, недостатком является отсутствие возможности отрегулировать натяжение пружин передней вилки. Этот недостаток даст о себе знать позже – в ситуации, когда мы будем двигаться на этом мотоцикле с полной нагрузкой.
Подвески BMW F 800 S – очень жесткие (в особенности по сравнению с двумя другими мотоциклами). Это мешает комфортно преодолевать жесткие асфальтовые неровности – ямы и колдобины, которые в изобилии встречаются на улицах наших городов. В обмен за такие «неудобства» мы получаем машину, которая при динамичной и несколько более агрессивной езде (например, по извилистой холмистой дороге) ведет себя очень предсказуемо, чрезвычайно стабильно и четко. Процесс управления улучшает и упомянутый выше демпфер, подавляющий «расколбас», что называется, «в зародыше».
Работа подвесок этого BMW, а также наклонная посадка, создают ощущение спортивности, несмотря на то, что сиденье находится довольно высоко, а двигатель не похож на гоночный. Но именно такая посадка за рулем F 800 S предоставляет то, что сразу же выделяет его среди FZ6 и «Бандита», на которых мы сидим прямо. Посмотрев на такой пролетающий мимо BMW, многие будут считать, что это – спортивный мотоцикл. Хотя, на первый взгляд, когда он стоит на центральной подножке, он так не выглядит.
В F 800 S работает созданная «с нуля» рядная «двушка», в которой много новаторских технических решений. Его культура хода производит впечатление, а одно движение запястьем эффективно демонстрирует его потенциал. Очень отзывчивый, охотно набирающий ускорение уже с низов, мотор хорош, но вот диапазон полезных оборотов все же маловат. В целом, двигатель является сильной стороной мотоцикла, даже несмотря на не очень четко работающую коробку передач и «нестабильный» холостой ход… Заслуживает одобрения главная передача с зубчатым ремнем. Работает она намного тише, чем цепные приводы конкурентов и, к тому же, не требует обслуживания.
Ну что же, когда мы уже знаем, как на нем разогнаться, стоит поискать рычаг тормоза. В BMW тормоза работают весьма неплохо. Опционально можно также получить его с ABS. Однако, прежде, чем мы решим поручить системе ABS задачу выручать нас в затруднительных ситуациях, следует на маневровой площадке привыкнуть к езде с этой системой. Дело в том, что во время работы ABS может возникнуть впечатление, что подвеска ведет себя очень странно. При резком торможении возникает впечатление, что подвеска неожиданно «вздымается». Это сигнал о том, что в этот момент покрышка исчерпала лимит своего «терпения» и может перейти в скольжение, в связи с чем система ABS отпустила тормозной диск, который мы сжали слишком резко.
Уже достаточно давно наличие аналогового тахометра и жидкокристаллического спидометра является стандартом чуть ли не в каждом мотоцикле. BMW F 800 S – не исключение. Но от конкурентов он еще выгодно отличается индикатором включенной передачи. Если говорить о внешности, то нашего интереса заслуживает отличный дизайн колес. А в довесок – оригинально и удобно расположенные вентили, благодаря чему накачивание шин наконец-то не требует «ловкости рук».
Yamaha FZ6 Fazer S2
По цене Yamaha FZ6 Fazer S2 находится между BMW F 800 S и Suzuki Bandit 650S. С точки зрения удобства управления мотоцикл не дает поводов для нареканий. Регулировка преднатяга заднего амортизатора на нем не выполняется так же легко, как и в случае с BMW F 800 S, а требует использования специального ключа. Зато Yamaha предлагает возможность регулирования преднатяга пружин передней вилки, чем BMW похвалиться не может.
Подвеска «FZ6-го» не заставляет желать чего-то лучшего – она попросту правильно подобрана, отрегулирована, и скорее настроена для туристических поездок, хотя в характере ее работы можно ощутить легкую тоску по спортивной езде. Она превосходно оправдывает себя в городе, на отечественных дорогах, а также во время более агрессивной езды при прохождении крутых поворотов. И речи быть не может о каком-нибудь болтании или нестабильности! Посадка – прямая и более расслабленная, чем на BMW. Козырем нового «Фазера» является также сравнительно небольшой сухой вес, составляющий всего лишь 186 кг, благодаря чему мотоцикл ощущается, как довольно удобный и юркий.
Если говорить о приводе, то, хотя езда на новой Yamahа FZ6 Fazer S2 и доставляет много удовольствия, но надо все же признать, что его двигатель производит впечатление ленивца. Происходит это, наверное, потому, что Yamaha в очередной раз использовала здесь более скромный его вариант и существенно переработанный в угоду экологии двигатель от R6. Но ведь это совсем не означает, что двигатель от R6 – убогий? Ничего подобного! Надо с ним просто «побеседовать» и разузнать, какие пределы оборотов более всего ему нравятся. И действительно, оказывается, что сперва мягкий, как барашек, сонный, и вроде бы неохотно работающий, двигатель после достижения магического значения в 6500 об/мин вдруг «показывает когти» и превращается в гепарда. С этого момента Fazer начинает действительно ехать резво, будто включились спавшие до сих пор дополнительные два цилиндра, а вторит этому нагнетающий в кровь адреналин «турбинный» свист системы резонансного впуска. Двигатель нового FZ6 предлагает самую большую для всех из тестируемых мощность, которая достигает 98-ми л.с. Это число производит впечатление и является многообещающим. Однако, наблюдая за работой системы привода при малых оборотах, вначале трудно поверить, что во второй половине тахометра нас ожидает так много новых впечатлений!
Тормозная система Yamaha FZ6 Fazer S2 работает так же хорошо, как и в BMW. Fazer также может быть оборудован системой ABS (опционально), которая может выручать в затруднительных ситуациях, но она же может создать и легкую дезориентацию у лиц, которые никогда не ездили на мотоцикле с ABS. Такая дезориентация может стать следствием впечатления, что вилка «приподнимается» в тот момент, когда ABS уменьшает силу торможения настолько, чтобы переднее колесо не подверглось блокировке – все происходит, почти как на BMW.
На приборке «Фазера» мы видим несколько счетчиков километража, датчик уровня топлива, часы, жидкокристаллический спидометр, а также аналоговый тахометр. Это стандарт, который встречается сейчас во всех других мотоциклах этого класса. Но среди конкурентов FZ6 Fazer S2 выделяется наличием датчика мгновенной температуры двигателя.
Suzuki Bandit 650S
Среди 3-х протестированных мотоциклов Suzuki Bandit 650S имеет самую выгодную цену. А управление Banditом – это чистое удовольствие. Немного хуже (по сравнению c BMW) выглядит вопрос регулирования задней подвески. Чтобы изменить преднатяг заднего амортизатора, нам надо иметь (так же, как в случае c Yamaha FZ6 Fazer S2, специальный ключ. Также возможно регулирование преднатяга пружин передней вилки. Новый Bandit управляется спокойно и плавно, а его комфортная подвеска хорошо справляется с довольно большой массой как на трассе, так и при ювелирном городском маневрировании. Его 222 кг сухого веса – это довольно много, однако во время езды явно чувствуется, что у «Бандита» солидная подвеска и трудно не поддаться впечатлению, что амортизирующие элементы здесь именно такие, какие должны быть. Посадка за рулем прямая и потому – очень комфортная. Наконец, следует добавить, что он изумительно маневренный, а это при его весе сильно облегчает передвижение в городе. Двигатель мотоцикла Suzuki 650S Bandit – это сконструированная заново рядная «четверка», характеризующаяся очень хорошей динамикой и культурой хода. Двигатель отлично тянет уже с 3500-4000 об/мин, а из глушителя внушительных размеров раздается деликатный, шелковистый бас. В ежедневной городской толкотне именно такой диапазон оборотов вместе с его звуковым сопровождением сопутствует нам чаще всего и доставляет несомненное удовольствие в общении с этим мотоциклом. Если активно приоткроем ручку, то стрелка тахометра охотно сместится к красной зоне, а нарастающее ускорение приятно превратит легкий бас в хищный рев. Попутно отмечаем четко работающую КПП. В большой мере это заслуга гидравлического привода сцепления, который обычно мы встречаем на мотоциклах более высокой ценовой категории. Тормоза Bandit a имеют такую же хорошую «дозируемость» и высокую эффективность, как и тормоза конкурентных моделей, к тому же можно купить версию с ABS. Приборная панель Suzuki не содержит ни индикатора включенной передачи (в чем она уступает BMW F 800 S), ни цифрового датчика температуры двигателя. В соответствии с современными стандартами имеются жидкокристаллический спидометр и аналоговый тахометр. Кроме того здесь есть счетчики километража, датчик уровня топлива и часы.
Bandit 650S, FZ6 Fazer S2 или же F800S?
Ценовой диапазон отдельных моделей мотоциклов действительно довольно велик. Глядя только на цену, вопрос о том, какой мотоцикл выбрать, кажется понятным. Однако, уже несколько минут рассуждений и сравнений приводят к мнению, что нам предстоит разгрызть «твердый орешек». Это верно, что весь этот современный конструктив: двигатели, управляемые компьютером, впрыск топлива и все остальные электронные компоненты – сегодня уже норма. Кто-то может спросить: «А что же здесь сравнивать?». Цена говорит сама за себя… И если кому-то этого достаточно, если кто-то руководствуется исключительно суммой денег, а не полезными достоинствами мотоцикла, то следовало бы молча согласиться с тем, что у него есть на это право. Однако, если мы ищем в жизни что-то более важное, чем только самые выгодные по цене изделия, то нам следует обратить внимание на то, что именно каждый из мотоциклов сможет нам предложить. Было бы совсем неправильным не обратить внимания на эти достоинства и ограничиться только анализом ценников.
Если мотоциклами Bandit и Fazer, ввиду посадки мотоциклиста, геометрии подвески и типа силовых передач, можно управлять интуитивно и довольно легко, то мотоцикл F 800 S предъявляет более высокие требования к водителю, и, в связи с этим, он должен попасть в руки мотоциклиста, имеющего определенный опыт.
Если говорить о стоимости, то Fazer занимает центральное стратегическое положение, и он в состоянии довольно много предложить своему владельцу: превосходная подвеска, отличные тормоза, ну и, наконец, очень мощный двигатель, а также (что немаловажно) сравнительно малый вес. «Двойственная» природа мотоцикла Yamahа, несомненно, завоюет много сердец – как среди любителей «погонять», так и среди сторонников спокойного перемещения из точки «А» в точку «Б», а также поклонников ближнего или дальнего туризма.
Дороговизна мотоцикла BMW отражает его стремление принадлежать к высшему классу и обосновывается примененными техническими инновациями, оснащением, а также визуальным акцентом на стилистике. Заплатив за F 800 S, мы по сути дела получаем превосходный и требующий высокого мастерства мотоцикл со спортивными амбициями, несущий в себе оттенок роскоши.
В поисках компромисса на пути между реальным миром и собственными мечтами Suzuki Bandit 650S представляет собой самый разумный выбор. Это самый «бюджетный» мотоцикл из протестированных, предлагающий приличное качество езды, а также в целом находящийся на высоком уровне в своем классе. Кроме того, следует признать, что весь его конструктив очень привлекателен. Он очень приятно управляется, а единственное, что может сдерживать интерес к нему, это его заметно большой вес. Но не следует забывать, что его «выигрышной картой» является и внешний вид, почти повторяющий более солидную модель с двигателем 1250 см3.
Текст: Артур Овчарчик.
Фото: Дэвид Рейгондо
Перевод: Борис Шевченко