Офис представительства SpeedGear расположен в Одессе, и мы уже, было, начали строить планы о проведении теста в Одессе-маме, как нас приятно удивили тем, что скутер из первой партии 2006 года уже отправлен в Киев к нам на тест.
Продукция марки оставалась полной загадкой до тех пор, пока представитель компании не собрал скутерок, прибывший в заводской упаковке, прямо у нас во дворе. Признаюсь, что поначалу опасался увидеть очередной дрянной плагиат на тему Honda Dio, однако реальность приятно удивила.
На центральной подставке, поблескивая ярко-красным пластиком, стоял 125-кубовый скутер довольно приятной наружности. Без дурацкого клееного псевдо-хрома, аляповатых решеток и еще черт знает чего, чем так любят украшать свою продукцию китайские умельцы.
Вместо этого — лаконичный, вполне европейский дизайн, стильные фары головного света, поворотники lexus-style, внушительная банка глушителя, 13-ти дюймовые колеса. Несмотря на то, что кое-где красуются шильдики Sport, агрессии в скутере нет никакой, скорее, искорки юношеского задора. Более пристальный осмотр только усилил первое положительное впечатление. Симпатичная приборная панель хорошо читается. Богатством показателей она похвастать не может, но и аскетичной ее назвать нельзя. Я уже было приготовился признать этот скутер со страшным названием Alien революционным творением китайского мотопрома, как взгляд нашел-таки за что зацепиться. Как всегда, камнем преткновения стало качество сборки. То тут, то там выскакивала неплотная подгонка панелей, хотя, справедливости ради, скажу, что по этому показателю скутер заслуживает твердой четверки. Да, в конце концов, мы ж не эстеты гламурные, чтоб к каждой мелочи придираться!
Лучше всего подноготную этого «иммигранта» раскроет прохват по киевским улочкам, так что причин медлить нет. Электрический стартер с пол-тычка производит пуск четырехтактного мотора. Это его первая в жизни понюшка табака, то есть бензина. Чихнув пару раз, Alien 125 признал 95-й бензин киевского разлива вполне удобоваримым и довольно заурчал. Здоровенный глушитель на поверку оказался симпатичной бутафорией, скрывающей заурядную для 125-ки «дудку». Хотя и здесь есть интересный момент: система оснащена каталитическим нейтрализатором, так что эмиссии соответствуют нормам Евро 2! Забота об окружающей среде радует, но мне интересно, сколько конячек, у этого не самого злого движка, съела вся эта начинка. Впрочем, будем политкорректными и порадуемся тому, что хоть кто-то думает о матушке природе.
Водительское сиденье широкое и достаточно комфортное. Как всегда, некоторый дискомфорт создает невозможность обхватить аппарат ногами, но для скутеристов с маломальским опытом это преградой не станет. Места для ног человека среднего роста вполне достаточно, но если вы решите воспользоваться крюком для поклажи на заднем щитке рулевой колонки, то это может создать некоторые неудобства.
Включаем дальний свет — и в путь. Приятная синяя подсветка радует глаз. Плюс окантовка под карбон — дизайнерам приборной панели можно поставить уверенную пятерку.
Но вернемся непосредственно к впечатлениям от поездки. Путь к месту сбора лежал через центр города, причем, практически, в час-пик. Несмотря на 125 кубиков объема, скутер компактен и по геометрическим параметрам сравним, например, с Yamaha Aerox. Традиционно, рулевое достаточно острое, потому вливание в плотный поток происходит легко и непринужденно.
125-ти кубовый двигатель Alien по «бумагам» выдает 7 л.с. Не густо, да и длинная ручка газа поначалу создает впечатление, что двигатель реагирует с заметной задержкой. С другой стороны, после 20 —ти минут поездки привыкаешь к такой реакции и даже начинаешь ценить возможность крайне точно дозировать мощность при движении в плотном потоке, когда лавирование — единственно приемлемый способ передвижения в пространстве.
Покрытая брусчаткой дорога по улице Владимирской вряд ли когда-либо станет любима скутеристами. Вот и мне там жутко не понравилось, ибо трясло нещадно. Мелкая дробь просто выбивала руль из рук, впечатление было такое, как будто упругих элементов в подвесках нет вообще. Но, похоже, это результат повышенного давления в шинах. На ровной дороге поведение аппарата заслуживает умеренной похвалы. Скутер точно держит прямую, китайские покрышки не дают повода сомневаться в их способностях держать дорогу (хотя и переоценивать их я бы не стал).
Наша небольшая, но дружная тестовая команда собралась во Владимирском парке. По-утреннему влажный асфальт, сонные дворники и тонкие струйки работников-муравьев, тянущихся к своим удобным офисным креслам. Как по мне, вся эта романтика большого города — полный отстой, поэтому мы решили, не мудрствуя лукаво, внести свежую струю в происходящее.
Michel, наш бессменный фотограф, уже давно не ездит просто так. Если бы SpeedGear Alien 125 знал, что он попадет в руки michelя, то, скорее всего, предпочел бы не завестись еще во дворе редакции, но… Вот относительно сухой участок асфальта, короткий разгон и резкое торможение. Резина отчаянно сопротивляется, борясь за сцепление с дорожным полотном. Попытка номер два оказалась более успешной, и, поартачившись, скутер поднялся на переднее колесо. Откровенно говоря, такой эффективности от переднего двухпоршневого тормоза на скутере-китайце мы никак не ожидали! Задний тормоз — барабанный. Он немного ватноват (возможно, из-за непритертых колодок), но при этом практически и нет шансов его в панике заблокировать. Когда же на мокрой поверхности заднее колесо подходит к пределу сцепления, то оповещает водителя отчетливым повизгиванием резины. Эффективность тормозной системы (особенно в комбинированном режиме) понравилась, но для того, чтобы в полной мере ею воспользоваться, понадобится недюжинная сила. Дело в том, что, несмотря на гидравлический привод, усилия на ручках достаточно велики. И если парню с ними справиться под силу, то в отношении прекрасной половины закрадываются серьезные сомнения. Кстати, на некоторых моделях SpeedGear устанавливается механическая ABS, представляющая собой ограничительный клапан на суппорте, не дающий заблокироваться колесу в случае экстренного торможения. Помниться, подобную систему мы выдели на мотоциклах Raketa-Futong, и во время теста она проявила себя с не лучшей стороны. Что ж, подождем теста «ABS» от SpeedGear.
В то время, как тормоза достойно выдержали все испытания, слабину дала передняя вилка. После серии стоппи, осмотр показал несимметричность перьев. Как оказалось, причина крылась в плохо зажатом болте левой траверсы, которая и дала слабину. Проблема была устранена за пять минут с применением рук, ключа на 13 и нескольких непечатных выражений в адрес сборщиков китайского предприятия.
В остальном, передняя вилка была достаточно хороша, чего не скажешь про задний моноамортизатор. Нужно сказать, что на его долю выпала нелегкая работа, ведь неподрессоренная масса четырехтактного двигателя объемом 125 см3 велики, а он к такой нагрузке оказался не готов. Даже с одним водителем на борту он порой позволял себе пробиваться на неровностях при скорости, далекой от запредельной. Когда же к моим 74-м килограммам прибавились килограммы пассажира, стало совсем туго. Максимальная допустимая нагрузка на скутер составляет 150 кг, что зафиксировано в сервисной книжке. Однако на поверку для задней подвески Alien — это чересчур. На одной из неровностей Нижнего Вала подвеска сработала до упора. Неожиданно амортизатор перестал работать, а скутер затрясло на неровностях, как в лихорадке. Остановившись, наблюдали такую картину: маятник находится в крайнем верхнем положении, пружина полностью сжата. Первая мысль — убилась пружина. Присмотревшись, выяснили, что и амортизатор и пружина в полном порядке, а мы стали жертвами довольно забавного технического казуса. Дело в том, что скутер оборудован как боковой, так и центральной подставками. На закрепленной на отдельном подрамнике централке есть упорный ролик, который не дает подставке в сложенном состоянии напрямую контактировать с картером двигателя. Так вот, при предельном срабатывании подвески этот небесполезный элемент зацепился за картер и заблокировал подвеску. На этот раз крепкие выражения были дополнены парой нежных пинков по централке. Вызволив маятник, мы с некоторой опаской двинули дальше, однако все последующие впечатления были только положительного толка. Им мы обязаны двигателю, который показал себя настоящим молодцом! 125 кубов, четыре такта, охлаждение — принудительное воздушное. Вроде бы никаких изысков, но какова тяга! Точных данных по моменту производитель, к сожалению, не дает, но с полной допустимой нагрузкой в крутую горку скутер стабильно и безропотно ехал 50 км/ч! Силовой агрегат определенно хорош, а невысокую разгонную динамику, скорее всего, можно списать на инертный вариатор. Замена грузиков на более легкие поможет решить проблему, да и демонтаж рестрикторов (установленных на период обкатки) даст движку возможность дышать свободнее. Тем не менее, без интересного решения не обошлось и здесь. Воздушный фильтр установлен над корпусом вариатора, но фишка не в этом. Отверстие для забора воздуха направлено прямо на заднее колесо, поэтому многое из того, что покрывает наши далекие от идеала дороги, быстро окажется как минимум на фильтре, а как максимум — в потрохах двигателя. Заводом предусмотрена чистка фильтра каждые 2000 км, замена — каждые 5000 км. Думается, что межсервисные интервалы следует сократить и внимательно следить за состоянием фильтра.
По правде сказать, это первый китайский скутер, расставаться с которым по окончании теста было действительно жаль. Замечания к скутеру есть, порой весьма серьезные, но черт возьми, как же быстро растет китайский мотопром в количественном, но главное — качественном плане! SpeedGear Alien 125 производит очень приятное впечатление как качеством (с известными оговорками), так и ходовыми характеристиками. Говорить о серьезной конкуренции с европейскими и японскими производителями можно только в контексте ценовой политики, да и то достаточно условно. Но одно точно — заложив такой фундамент, в ближайшие пять-семь лет SpeedGear и сотоварищи имеют все шансы откусить большущий кусок от рыночного пирога, и не только за счет низких цен.
Текст: Журнал «МотоДрайв»