Понедельник, утро, начало очередной рабочей недели. Прямо на глазах улицы захлестывает нескончаемый поток людей, автомобилей, муниципального транспорта. С хрипом легкие большого города вдыхают смесь из выхлопных газов, ароматов фастфудов и еще чего-то неуловимого. Под гул моторов и непечатные выкрики водил люди пробираются к местам работы, впрочем, медленно, но верно теряя надежду на то, чтобы добраться туда вовремя.
Общее внимание привлекает щеголь на скутере, прошивающий пробку с невозмутимым видом. Взгляд успевает выхватить хороший костюм и недешевые часы… Черт, вот он-то точно никуда не опоздает!
Описанная выше картина вполне характерна для крупных европейских городов. Милан, Париж, Барселона (нужное подчеркнуть). Там транспортная проблема давно превратила двухколесный транспорт из средства получения удовольствия в вещь практичную и очень даже полезную. Европейский бизнесмен или чиновник на скутере — это будни западной Европы.
Несмотря на то, что по загруженности транспортных сетей мы уверенно нагоняем запад, темпы решения проблем в разы ниже, нежели того требует ситуация.
И проблема не только в отсутствии дорог с нормальной пропускной способностью, но и в мышлении людей тоже. По прежнему многие демонстрируют снобизм, считая мототранспорт штукой несерьезной и, в общем-то, бесполезной. Что уж говорить о каких-то там скутерах! Не солидно ведь…
Хоть и медленно, но постепенно ситуация меняется. Пришло время, когда актуальными становятся не только юркие молодежные «табуретки», но и аппараты классом выше.
Наш сегодняшний герой — родом с Аппенин. Статный итальянский красавец относится к машинам бизнес-класса. Оснащенный достаточно мощным 250-кубовым двигателем, он щеголяет великолепным дизайном, удивляя изяществом и солидностью одновременно.
Piaggio X9 достаточно дорог, хорошо оснащен и презентабелен для того, чтобы подчеркнуть статус владельца. Но это не разжиревший пластмассовый бюргеровоз, за рулем которого вы рискуете стать объектом насмешек со стороны двухколесной братии. Вместо этого есть шанс прослыть человеком со вкусом!
Модель Х9 была представлена концерном Piaggio в 2001 году. Изначально на рынок вышел самый навороченный 500-кубовый «макси» и прием публики был более, чем теплым. Мощный тяговитый двигатель, высокий комфорт, богатая комплектация и биодизайн в лучших итальянских традициях стали существенными козырями в конкурентной борьбе. Тем не менее, популярность популярностью, а цена на новинку была не очень-то и подъемной, а посему к 2005 году созрели модификации поскромнее. Платформа — одна на всех, а вот к двигателю объемом 500 см3 добавились силовые агрегаты объемом 250 и 125 см3. Все двигатели четырехтактные, четырехклапанные, с жидкостным охлаждением. К нам на тест попала модификация со средним, 250-ти кубовым двигателем.
На фото скутер выглядит достаточно массивным, сразу возникают ассоциации с семейством бургманов, а также опасения по поводу состоятельности 250-ти кубового двигателя на такой громадине. На поверку оказалось, что «Х-девятый» — само изящество. Плавные обводы в стиле биодизайна не режут глаз острыми гранями, которыми так грешат в последние годы конкуренты из Peugeot и Aprilia. Нужно сказать, что в общих чертах экстерьер мало изменился в сравнении с моделью 2001 года, хотя рестайлинг, проведенный в 2005-м, позволил Piaggio X9 Evolution засверкать с новой силой. На обтекателе появилась изящная выштамповка, выгодно подчеркивающая фирменный значок. Простецкие зеркала из черного пластика уступили место скульптурным, которые являются органичным продолжением обтекателя. Очень симпатичное и изящное решение! На предыдущей модификации сигналы поворота были интегрированы в обтекатель. Теперь их перенесли на зеркала заднего вида, а на освободившееся место установили стильные решеточки из полированного металла. Корма вполне заслуживает такого названия: массивная задняя часть скрывает довольно вместительный багажник и навевает приятные ассоциации с кормой каравеллы. К счастью, дизайнеры устояли перед соблазном увеличить объем багажного отделения ценой создания Кадиллака в миниатюре. Вместо этого они завершили удачный образ прозрачными поворотниками и красным светодиодным стоп-сигналом.
Рабочее место водителя на Piaggio X9 Evolution приятно удивляет. Прежде всего, удобством посадки. Широкое, в меру мягкое сиденье понравится любому, кто хоть раз сядет за руль этого скутера. Спинка регулируется по горизонтали в широком диапазоне, так что людям ростом вплоть до 190 см будет здесь удобно. Нет проблем и с местом для ног. Что касается пассажирского места, то попутчику также жаловаться не на что: его сиденье вполне комфортно, и за ручки держаться удобно. Разве что немного досаждают площадки-подножки, не очень дружелюбные, которые приходится заворачивать немного вовнутрь. Но вернемся к водительскому месту, вернее, органам управления скутером. Несмотря на то, что этот Х9 не «топовая» модель в линейке, приборная панель нафарширована, что называется, под завязку. Непосредственно на панели — четыре круглые шкалы, дающие информацию о скорости (в км/ч и милях), оборотах двигателя, температуре масла и остатке топлива в баке. Кроме этого, на руле установлен набор контрольных ламп и жидкокристаллический дисплей, который дает еще массу полезной информации. Нужно знать температуру забортного воздуха и суточный пробег? Не вопрос! Интересует пробег на остатке топлива и мировое время? И это возможно. Финальным аккордом стало наличие иммобилайзера в базовой комплектации. Честно говоря, такого количества наворотов на скутере среднего класса мне видеть еще не приходилось…
Одним из первых аргументов, звучащих из уст противников двухколесной техники, является отсутствие ящичков и емкостей для поклажи. Создатели Х9 сделали большой шаг в сторону решения этой проблемы. Самой глобальной полезной емкостью является подседельное пространство. Унитаз достаточно велик для того, чтобы в нем поместилось немало полезного, но с условием, что высота груза невелика. К несчастью, багажному отделению не достает глубины, поэтому там поместиться лишь один шлем-интеграл. Второй не даст захлопнуть сиденье. В качестве небольшой компенсации за такое неудобство в багажнике разместили легкодоступный блок предохранителей и прикуриватель. Понадобится переходник для зарядного устройства мобильного телефона, и разряд батареи не застигнет вас врасплох.
Для мелочевки также есть несколько емкостей. Слева и справа от руля расположены незапираемые емкости. Левая — классический очешник, в правой размещена заливная горловиня для охлаждающей жидкости. Обе емкости незапираемые, так что оставлять там во время стоянки очки, и тем паче, документы, не стоит.
Еще ниже, на переднем щите, есть емкость с двумя неглубокими отделениями. Пригодится для хранения чехла или дождевика, но не более того. Там же, между отделами емкости, клавиши, открывающие заливную горловину бензобака и подседельное пространство (к слову, еще ее можно открыть нажатием на кнопочку на консоли, но только при вставленном ключе зажигания).
Так, ящики и ящички вроде бы закончились, пора «поднимать паруса». Поворот ключа зажигания оживляет приборную панель, которая начинает неистово диагностировать системы скутера, сопровождая этот процесс задорным миганием контрольных ламп.
Нажатие на кнопку стартера что-то там пробуждает. Как оказалось — двигатель, хотя, это, больше похоже на электромотор, настолько тих этот силовой агрегат. По умолчанию включается ближний свет. На левой рукоятке, традиционно переключатель дальнего/ближнего света, по совместительству исполняющий роль клавиши-блинкера. Кажется, с управлением все ясно, можно трогаться. Вариатор схватывает при 3000 об/мин и начинает плавно разгонять скутер. Снаряженная масса аппарата составляет около 200 кг. Цифра внушительная, но на поверку оказалось, что Piaggio X9 Evolution — очень легкий скутер. Рулежка на малой скорости не вызывает никаких вопросов, бороться с массой машины не нужно. С увеличением скорости положительные впечатления от ходовых качеств скутера усиливаются. Полутораметровая колесная база дает стабильное поведение при движении по прямой. Телескопическая вилка и два амортизатора неплохо отслеживают дорогу. Даже на участках с покрытием, оставляющим желать лучшего, подвески не делали попыток сработать до упора. Вместо этого позволяли уверенно себя чувствовать и не идти на компромисс, выбирая между скоростью или комфортом. Поведение в поворотах также достаточно надежно. Тем не менее (да вы и сами уже догадались), для агрессивной езды Х9 мало подходит. Для такого немаленького скутера с длинной колесной базой и высоким весом жесткости рамы не хватает, поэтому создается впечатление, что передок поворачивает отдельно от кормы.
Очень понравился двигатель. Этот силовой агрегат объемом 244,3 см3 получил заводское обозначение Quasar. Будучи средним двигателем в линейке, он обеспечивает скутеру вполне достойные характеристики на дороге. Четырехклапанная головка цилиндра, жидкостное охлаждение и система выпуска с двухступенчатым каталитическим нейтрализатором ставят этот двигатель в один ряд с лучшими силовыми агрегатами на рынке. Свои 22 л.с. он выдает при 8250 об/мин., максимальный крутящий момент составляет 20,2 Нм при 6500 об/мин. Тяга двигателя очень приятна. Но во время разгона с полностью открытой дыркой в спинку сиденья не вдавливает. Да и не мудрено это: 250-ти кубовый Quasar является неким компромиссом между мощным 500-кубовым двигателем и самым маленьким, на 125 см3. Он позволяет уверенно разгоняться и совершать обгоны, но назвать поведение скутера темпераментным язык не поворачивается. Характер очень ровный, линейный, без ярко выраженных подхватов практически во всем диапазоне оборотов, вплоть до срабатывания ограничителя. К слову, такой же двигатель с этого года устанавливается на Gilera Nexus 250. Надеюсь, что в этом скутере ему придадут больше спортивных черт. Подводя промежуточные итоги, можно сказать, что Х9 с 250-кубовым двигателем является оптимальным вариантом по соотношению стоимость/удовольствие. Думаю, что характер у самого «младшего» 15-ти сильного, 125-кубового двигателя Leader совсем уж дохлый.
Обратим же взоры к тормозам. Производители решили не мелочиться, и установили дисковые тормозные механизмы от Brembo с гидравлическим приводом. Спереди установлены 240-миллиметровые диски, работающие с двухпоршневыми машинками. Сзади диск также диаметром 240 мм, но скоба уже однопоршневая. Уже в базе на скутере установлены армированные тормозные шланги. С ними работа тормозов отличается четкостью и однозначностью. С любых скоростей скутер замедляется уверенно и безопасно, не оставляя места досадным случайностям. Возможно, здесь не плохо смотрелась бы антиблокировочная система, но ее не предлагают даже в качестве опции.
Тест Piaggio X9 Evolution не был долгим, однако за это время мы успели влюбиться в сильного итальянского щеголя. Красивый, функциональный и приятный в управлении — что же это, как не бизнес-класс по-европейски?
Текст: Денис Лось
Фото: michel