Вплоть до конца 80-х годов прошлого века лучшим мотоциклом в мире на просторах Советского Союза были не Дукаты, Харлеи и Хонды, а Явы. За ними бегали, записывались в очереди, переплачивали. Заметьте, не скидку просили в магазине, а переплачивали! О таком успехе сейчас не может мечтать ни один производитель в мире! Явы редко появлялись в магазинах.
И в эти редкие моменты, когда кто-то приходил их покупать, я приходил смотреть, как это происходит. Мне тогда казалось неописуемым счастьем бегать вокруг вынутого из ящика, новенького мотоцикла, бегать с отверткой и пятилитровой канистрой. Собрать, заправить и уехать. Счастливчики покупали, собирали, заправляли и уезжали, а я смотрел им вслед. Я тогда был твердо уверен, что вырасту и у меня тоже будет Jawa. Наверное, это детское восхищение настолько глубоко поразило мое воображение, что спустя много лет, поездив на достаточном количестве современных мотоциклов, я по-прежнему поворачиваю голову на проезжающую мимо Яву. Увидеть этот мотоцикл на улице можно все реже, но я по-прежнему хочу на ней покататься.
Нам на тест предложили три новых модели Jawa. Конечно, мы понимали что эти современные мотоциклы отличаются от любимих всеми моделей 634 и 638, также, как наша страна отличается сегодня от Советского Союза, но все равно было интересно. Каково же было удивление, когда в салоне я увидел в ящике новенькую, («в масле») Яву пенал. Забегая наперед, скажу, что о тесте на пенале я договорился и обязательно напишу вам в одном из ближайших номеров, что собой представляет моя мечта детства сегодня. Нам же выкатили обещанные 125 кубовые модели Sport, Travel, Dandy. Мотоциклы с витрины, еще ни разу не заводились, с сухим баком и сухим аккумулятором. Нам пришлось опять вернуться в прошлое, найти резиновый шланг, некую емкость и попросту слить бензин из бака мотоцикла, на котором приехали. Ностальгическое чувство: сейчас бензин сольем и покатаемся! Заправили, можно заводить.
Первый запуск должен наглядно продемонстрировать качество сборки: насколько легко запускается двигатель. Из трех мотиков сразу, с лапки кикстартера, завелся только один — эндуро, с приставкой Sport в названии. Travel не завелся потому, что у него нет кикстартера. Двигатель у него точно такой же, как и на двух других моделях и вал кикстартера имеется, нет только самой лапки. Видно, решили на заводе, что этой модели он не к лицу. А желтенький Dandy упорно не желал заводиться с лапки. Веселили нас мотоциклы, и мы решили совсем удариться в прошлое, и, как в старые добрые времена, заводить с толкача. Потолкали слегка, попутно отметив, что на первой передаче, несмотря на скромный объем двигателя, колесо идет юзом. Можно заводить только со второй или выше. Натолкались, посмеялись и не завели. Пришлось залить электролитом и установить аккумуляторы. Завелись с пол-оборота и Dandy и Travel. Значит, не работают они без аккумуляторов, а Sport исправно работает, подтверждая идеологию эндуро. Все же оправдано, чтобы мотоцикл для бездорожья работал без аккумулятора.
Пока возились с запуском, подробно рассмотрели конструкцию мотоциклов. У нас многие решения вызывали недоумение. Например, зачем иметь на мотоцикле один ключ от сидения, второй ключ от бака, и третий ключ от замка зажигания? Непонятно, и не практично, зато весело каждый раз примерять, какой ключ куда. Открыть сидение в первый раз — тоже веселое занятие. Три человека пробовали по нескольку раз и не открыли. Ключ исправно поворачивается, чувствуется, что замок открылся, а сиденье не снимается. Пришлось звать на помощь работника салона. А ларчик просто открывался! Нужно потянуть за ключ, он вместе с личинкой вытащится на сантиметр, и замок сработает. Еще более непонятно, почему на дорожном мотоцикле Travel рама замкнута снизу двумя трубами, а на моделях Dandy и Sport незамкнута вообще. Хотя именно мотоциклам эндуро было бы уместнее иметь раму помощнее, ведь она и двигатель и выхлопную трубу защищает неплохо. Панели приборов абсолютно разные. Разные настолько, что это даже вызывает недоумение. На Dandy тахометр с размеченной красной зоной с 8.5 тыс. а на Travel с 9.5 тыс. Какой из них правдивее? Посмотрев в технические характеристики, можно предположить, что все-таки больше 8500 крутить не стоит. На модели Sport тахометра вообще нет, и ничего страшного! Зато на мотоциклах имеется корректор фары (простой рычаг на два положения, сбоку от фары). Такого вы не найдете даже на современных японцах. При езде с пассажиром переводите рычажок во второе положение, и фара светит на дорогу, а не в небо. Удобно. Только до корректора пальцами добираться неудобно, а может просто надо приловчиться.
Посадка на моделях Sport и Travel похожа. Абсолютно удобное взаимное расположение руля, сидения, подножек. А вот Dandy при первой примерке показался маленьким, как полтинник. Руль узенький, сиденье близко к рулю, явно человеку выше среднего роста этот мотоцикл будет мелковат.
Кнопочки и переключатели на руле так же на всех трех моделях разные, и качество явно не японское, но на это можно не обращать внимание. Главное, что двигатели работают поразительно тихо, с минимальной для одноцилиндрового мотора вибрацией. Очевидно, хорошего поставщика моторов нашли себе чехи. На картерах двигателей красуются буквы C.P.I — именно этот лицензионный тайваньский мотор нынче устанавливается на все 125-кубовые Явы. До попадания на Тайвань этот двигатель был японцем. Неприхотливый, надежный агрегат воздушного охлаждения с двухклапанной головкой для Японии давно морально устарел, а для недорогой техники подходит в самый раз. Самый симпатичный из трех — Dandy, этакий маленький, почти игрушечный городской эндуро. Покататься больше всего тянет на настоящем эндуро с большими, внедорожными колесами. Меньше всех привлекает внимание Travel, красивый по меркам прошлого века мотоцикл, но нет в нем изюминки. Раз нам всем больше всего хочется кататься на эндуро, сразу едем в сторону условного бездорожья. Даже не бездорожья, а так, гравийно-грунтовых дорог. Двигатель, несмотря на кажущуюся слабость, легко трогает мотоцикл с места. В этом ему помогает мягко включающееся сцепление и очень короткая первая передача. Удивительно, мощность двигателя соизмерима с мощностью мотора Минска, а тяга такая, что тронуться с пассажиром на песке или мокром грунте не составляет проблемы. Если мотоцикл не сможет тронуться, то он не заглохнет, а забуксует, при этом двигатель насиловать не нужно, колесо «в полгаза» срывается в пробуксовку. Но у такой «короткой» коробки есть и отрицательные моменты. При езде по асфальту разгоняешься, переключаешь передачи, вроде уже много напереключал, смотришь на спидометр, а скорость — 50! Отличный учебный мотоцикл, такой не страшно дать ребенку или девушке. Можно, конечно, разогнаться километров до ста, двигатель разрывается, мотоцикл всем телом выказывает недовольство, а едешь все равно не быстро — так ехать неприятно. Куда приятнее катить 60-80 км/ч и улыбаться встречному ветру. Все мотоциклы имеют одинаковую динамику.
Мы подозревали, что у дорожной модели Travel передаточное число главной передачи другое, может разные диаметры, и вес колес внесут какой-то разнобой в динамику разгона, при равных двигателях. Провели ради удовольствия параллельный старт. Никакой разницы в разгоне не обнаружили. И в плавности хода, управляемости и маневренности тоже никакой разницы. Все модели ведут себя как братья близнецы. Удивительно, как ничто не может повлиять на характер Явы: ни разные вилки, ни разные задние подвески. На Sport и Dandy задний маятник с моноамортизатором, правда, без промежуточной системы рычагов, обеспечивающей прогрессивную характеристику подвеске. На Travel задний маятник классический, с двумя амортизаторами. В ходу, на асфальте оба варианта очень комфортны, ведут себя абсолютно идентично, несмотря на разный ход амортизаторов. С закрытыми глазами нельзя было бы определить, на каком из трех мотоциклов едешь. Тормоза не вызывают нареканий, в движении о них не задумываешься. Адекватные динамике и мощности мотоциклов. На асфальте мне показалась даже избыточной эффективность переднего тормоза на модели Sport. Чуть посильнее нажал перед перекрестком на рычаг тормоза, а колесо уже норовит сорваться в юз. Виноват в этом не тормоз, а внедорожная покрышка, которая на асфальте не обеспечивает должного сцепления с дорогой. Хотя, признаться честно, я ожидал худшего поведения на асфальте от мотоцикла на внедорожной резине. К заднему барабанному тормозу с механическим приводом на модели Travel так же нет претензий. Не интересно даже задумываться о какой-то чувствительности, мощности, информативности тормозов. Это все понятия для других мотоциклов. Ява дарит столько удовольствия от езды, что язык не поворачивается предъявлять ей претензии, или сколько нибудь пристально, критично ее рассматривать. И с этим согласятся все участники теста, даже наш фотограф mishel с удовольствием катался, в то время как на тестах настоящих мотоциклов он не «горит желанием» прокатиться.
Езда по пересеченной местности подтвердила наше интуитивное предположение, что самый стоящий из троицы — это Sport. Вот где он блеснул своими скромными возможностями. На узкой грунтовой дорожке уже становится достаточной динамика, подвеска очень мягкая, проглатывает все неровности. На гравийном участке дороги, в повороте, мягко и прогнозируемо развивается занос заднего колеса. Он не пугает, не хочется «закрывать» газ, так и едешь в заносе, играясь газом. Отличный учебный мотоцикл, ему бы подвеску с большей энергоемкостью, и он полностью подошел бы для обучения езде по бездорожью. Когда же увлеклись, разогнались по грунту, то даже начали слегка «прыгать» на плавных горках, это захватывает. Но начинает пробивать подвеска. Не спортивый мотоцикл все-таки. А жаль.
Интересные мотоциклы Ява. Это первые мотоциклы в иерархии, после мопедов. Всего 125 кубиков, а по удовольствию уже мотоцикл, по экономичности все еще мопед. По цене… Трудно сказать, вроде и не дешево, но мопеды именитых производителей подороже будут. Чаще всего их судьба быть первым мотоциклом у человека и требовать от них технических изысков было бы неуместно. Конструктивно абсолютно схожими являются Sport и Dandy. И если на Dandy установить внедорожные покрышки, он станет полноценным детским эндуриком. Ну а Travel проигрывает им по универсальности, при этом ни в чем не выигрывая на асфальте.
Текст: Журнал «МотоДрайв»