Il Presidente: памяти Клаудио Кастильони |
|
|
Безусловно, последние 30 лет Клаудио Кастильони – самая влиятельная фигура в европейском мотопроме, и его безвременная смерть вызвала широкий резонанс во всем мире. Для меня Клаудио был не только крупным промышленником, но и другом, которого я хорошо знал и безмерно уважал.
Клаудио Кастильони, владелец и президент компании MV Agusta, 17 августа этого года умер в своем доме в Варезе после продолжительной болезни. Ему было 64 года.
Представьте себе, какой была бы мотоциклетная сцена без Кастильони. Ducati сейчас выпускала бы не мотоциклы, а дизельные моторы, и титулы в WSBK ей бы и не снились. Марка MV Agusta осталось бы лишь в анналах мотогонок. Бренд Husqvarna ассоциировался бы исключительно с бензопилами и газонокосилками. И конечно, никогда не возникла бы компания Cagiva, бросившая вызов японским концернам и на трассах Grand Prix, и в песках Сахары. Без умения Клаудио Кастильони находить финансы даже в самые тяжелые времена никогда бы не возникла дизайн-студия CRC, и Массимо Тамбурини не создал бы Ducati 916 и MV Agusta F4, Мигель Галлуцци не разработал бы Ducati Monster, а Пьер Тербланш не получил бы задания спроектировать лучший в мире одноцилиндровый мотоцикл – Ducati Supermono. А сколько первоклассных гонщиков – от Карла Фогерти до Троя Бэйлисса, от Дуга Полена до Нейла Ходжсона – так и не стали бы чемпионами…
Клаудио Кастильони родился 22 ноября 1946 года в городе Варезе, в Северной Италии. В 1960 году его отец Джованни основал компанию по выпуску металлической фурнитуры – кнопок и заклепок для джинсов, замочков и петель для чемоданов и т.п. Бизнес процветал, и вскоре в дело вошли два его сына – Джанфранко и Клаудио. Но настоящей страстью для парней были мотоциклы. Что совсем не удивительно: в том же Варезе располагался завод компании Aermacchi (который в 60-е стал европейским филиалом концерна Harley-Davidson), а в близлежащем Галларате создавал свои легендарные гоночные аппараты граф Агуста.
MV Agusta была мечтой братьев Кастильони, и в конце 1976 года, когда эта компания объявила об уходе из мотогонок, они попытались выкупить ее гоночную команду. Но Коррадо Агуста не захотел отдавать марку богатым выскочкам и предпочел, чтобы она упокоилась с миром. Тогда Кастильони купили мотоцикл Suzuki RG500, раскрасили его в традиционные для MV Agusta цвета – красный и серебряный – и предоставили его в сезоне 1978 года гонщику Марко Лучинелли. В том же году они купили у Harley-Davidson старый завод Aermacchi, переименовав его в Cagiva (CAstiglioni+GIovanni+VArese). Производственная программа, состоящая из двухтактных мотоциклов устаревшей конструкции, мало интересовала братьев – их привлекло гоночное отделение, принесшее Harley-Davidson четыре титула чемпиона мира. Его конструктор, Эцио Масчерони, возглавил новый амбициозный проект – Cagiva 500GP.
Кастильони вскоре превратили свое предприятие в крупнейшего итальянского производителя мотоциклов, выпуская по 40 000 машин ежегодно. Под руководством голландского кудесника Яна Виттевена были созданы внедорожные мотоциклы, на которых Пека Вехконен и Дэйв Стрийбос выиграли чемпионаты мира по мотокроссу в классе 125 см³ в 1985 и 1986 годах. Наконец, после 12 лет усилий, миллиардов затраченных лир и миллионов часов человеческого труда, принесла первый плод программа Cagiva 500GP: 12 июля 1992 года Эдди Лоусон выиграл Гран-при Венгрии. Впоследствии еще несколько побед принес в командную копилку Джон Косински, занявший третье место по итогам сезона в 1994 году. К сожалению, в конце того года братьям Кастильони, пострадавшим от биржевого краха, пришлось свернуть программу участия в MotoGP. Но к тому времени другая марка принесла им уже четыре титула чемпиона мира WSBK: Ducati.
В начале 80-х годов судьба производителя L-твинов из Болоньи казалась незавидной: компания выпускала меньше 3000 мотоциклов в год, не давала прибыли, и ее тогдашний владелец, государственное предприятие VM Group, хотел было развернуть на ее заводе производство дизельных двигателей. Но в 1985 году, буквально за несколько дней до гибели марки, ее выкупили Кастильони. И всего за несколько лет им удалось полностью изменить и судьбу компании, и ее имидж.
Понимая, что Ducati нужен новый двигатель, братья поручили его разработку молодому инженеру Массимо Борди. Тот сохранил традиционный формат – V-твин с углом развала 90º и десмодромным приводом клапанов, – но в своем desmoquattro впервые для марки использовал жидкостное охлаждение, впрыск топлива и четырехклапанные головки цилиндров. На прототипе Ducati 851 Марко Лучинелли выиграл первую же его гонку, в Дайтоне в марте 1987 года, а через год он победил в первой гонке дебютного чемпионата WSBK. Первый из 15 титулов чемпиона мира WSBK принес марке Раймон Роше в 1990 году. Но, как это ни парадоксально, еще больше порадовал Клаудио Кастильони следующий год, когда чемпионом мира стал Дуг Полен на Ducati частной команды Team Ferracci: «Вот он, истинный дух Superbike – когда »частник« опережает заводскую команду. Это и для бизнеса неплохо: теперь все видят, что мы продаем мотоциклы, на которых можно выиграть чемпионат мира!»
Постепенно Клаудио выдвинулся на первое место в управлении мотоциклетными компаниями: к Cagiva и Ducati он прибавил Moto Morini в 1987 году и Husqvarna в 1989-м. В том же 1989 году Cagiva приобрела у английского концерна ВМС права на производство автомобиля Mini Moke, его выпускали в Португалии с 1990 по 1993 годы.
Начало 90-х годов ознаменовано двумя победами Эдди Ориоли на Cagiva Elefant в ралли-рейде Париж – Дакар (в 1990 и 1994 годах) и появлением двух замечательных мотоциклов Ducati: Monster конструкции Мигеля Галлуцци и спроектированный Массимо Тамбурини Ducati 916. Увы, биржевой кризис 90-х заставил Кастильони продать Ducati в 1997 году американской финансовой группе TPG. Правда, Тамбурини не ушел к американцам, а занялся проектированием 750-кубовой Cagiva F4 – мотоцикла с четырехцилиндровым двигателем конструкции Пьеро Феррари, сына Энцо.
Когда в ноябре 1997 года эта машина предстала перед посетителями мотосалона EICMA в Милане, всех ждал сюрприз: на ее бензобаке красовался логотип MV Agusta! Кастильони выкупил права на марку у семьи Агуста еще в 1991 году и теперь заявил ее как ferrari среди мотоциклов. MV Agusta стала главным брендом концерна, но, к сожалению, недостаток наличности заставил Кастильони в декабре 2004 года продать контрольный пакет акций малайзийскому автопроизводителю Proton. Тот через год уступил компанию итальянскому финансовому холдингу GEVI.
Тем временем Кастильони взялся за другой проект: добился у американского финансиста Оливера Кёрми, которому тогда принадлежали права на марку Norton, согласия на производство в Италии нового поколения мотоциклов Norton, конструкции Тамбурини. Увы, руководство GEVI не одобрило сделку. Вместо этого, в стремлении выжать прибыль «здесь и сейчас», оно в июле 2007 года продало Husqvarna – самое прибыльное отделение концерна – BMW. Клаудио был весьма удручен всеми этими решениями, тем более что производство еле теплилось, и грустный финал был, казалось, не за горами.
Но уже в который раз Кастильони вытащил кролика из шляпы: в июле 2008 года концерн Harley-Davidson объявил, что он покупает ту же компанию, которую продал ровно тридцать лет назад! Клаудио Кастильони остался ее президентом, и американские инвестиции позволили расплатиться по долгам, модернизировать выпускаемые модели и спроектировать совершенно новый F3, с трехцилиндровым двигателем конструкции Эцио Масчерони – да-да, того самого инженера, кто разрабатывал гоночный Cagiva 500GP. Но медовый месяц длился чуть больше года. Наступила рецессия, и Harley-Davidson, удрученный резким падением продаж на американском рынке, в октябре 2009 года объявил, что выставляет MV Agusta на продажу.
И вот тут Клаудио вытащил еще одного кролика из шляпы, да какого большого! 6 августа 2010 года MV Agusta вернулась в руки итальянцев: ее за символическую сумму выкупила семья Кастильони. Сегодня положение компании – лучше, чем когда-либо прежде: она свободна от долгов, у нее есть средства на разработку новых моделей, и ее возглавляют два человека, уже доказавшие свое умение вести бизнес: Джованни Кастильони, сын Клаудио, и вернувшийся в мотопромышленность Массимо Борди («Мото» № 10–2011).
Конечно, фраза «он ушел, но не забыт» стала расхожим штампом – но каждый раз, когда я вижу мотоциклы MV Agusta, я вспоминаю человека, которому они обязаны своим возрождением. Клаудио Кастильони оставил о себе добрую память – и в наших сердцах, и на конвейере.
Клаудио Кастильони и его сын Джованни на церемонии присвоения звания «Мотоцикл года» MV Agusta Brutale, 2005 год.
Массимо Тамбурини и Клаудио Кастильони на презентации MV Agusta F4.
Кастильони и Массимо Борди, исполнительный директор MV Agusta.
Слева от Кастильони – легендарный гонщик Джакомо Агостини: 13 из своих 15 титулов чемпиона мира он завоевал за рулем MV Agusta.
Клаудио Кастильони собрал впечатляющее число мотоциклетных марок: Cagiva, Ducati, Husqvarna, Moto Morini, MV Agusta.
Сегодня MV Agusta – процветающий премиум-бренд с двумя модельными рядами: четырехцилиндровые F4 и трехцилиндровые F3.
|
|