|
"I'LL BE BACK!"
фото из архива редакции
Продолжение. Началов "Мото" №6-2004
ИТАЛИЯ
GARELLI
Инженер Адальберто Гарелли прославился созданием 2-тактного двигателя с П-образным цилиндром. Мотоциклы с моторами этой сложной, но эффективной конструкции компания "его имени" выпускала с 1919 по 1935 годы. Но истинно громкая популярность к марке пришла уже после второй мировой войны - благодаря подвесному моторчику Mosquito для велосипедов. Тиражи агрегата - сотни тысяч штук! С тех пор малокубатурная техника оставалась коньком компании. Однако в 90-е годы ее боссы проморгали моду на скутеры, и марка тихо угасла.
Прошло всего несколько лет, и на рубеже веков поползли слухи о ее возрождении. Новые хозяева обнародовали многообещающий проект: сначала они продают под маркой Garelli скутеры китайского производства, собирают средства, а затем строят завод на севере Италии и возрождают бренд в полном объеме. В каталоге Мюнхенского мотосалона 2000 года на схеме выставки был обозначен стенд компании немалых размеров! Что мы здесь встретили? На этой внушительной площади сиротливо "тусовались" несколько обшарпанных кресел. С тех пор о марке Garelli ничего не слышно.
Франсиско Бульто по прозвищу Пако в 1958 году, хлопнув дверью, покинул компанию Montesa и основал собственную фирму (смотрите на название: в нем он слил воедино свои фамилию и псевдоним). Так на свет появилось одно из легендарных имен мотоспорта 60-70-х. Чего стоят одни его чемпионские титулы в триале!
Прошло почти 15 лет с момента прекращения выпуска мотоциклов компании. Но ведь ее бренд - лакомый кусок, что и говорить. Так что рано или поздно с него все равно сдули бы пыль и заставили "работать". И этот час настал! В 1997 году Nacional Motor, S.A. (торговая марка - Derbi) выкупила у наследников Бульто права на использование марки Bultaco, а уже в следующем представила публике 50-кубовый мотоцикл двойного назначения Bultaco Lobito (так же точно называлась популярная модель, дебютировавшая еще в 1968-м). Одновременно группа не состоявших на службе в фирме энтузиастов марки выкатила на очи народные триальный Bultaco Sherco и назвала его прямым потомком непобедимой когда-то на триальных трассах модели Sherpa. Да будь ты хоть кровным потомком - кто позволил воровать бренд?! После тихой закулисной возни имя Bultaco сняли, осталось Sherco. Похоже, что зря парни-энтузиасты сдались так спешно - в нынешнем году марка Bultaco из модельного ряда Derbi тихо исчезла.
Есть вариант и для воинствующих эстетов. Ежели вам, к примеру, подавай действующую копию в масштабе 1:1 шоссейно-кольцевого Bultaco TSS 350 образца 1969 года, обращайтесь прямиком в барселонскую компанию AJR. Их AJR Bultaco TTS и с двух шагов не отличить от оригинала.
Мотопромышленность Германии, как, впрочем, и всей Европы, здорово потрепал кризис 50-х: оправившись от послевоенной нищеты, народ пересаживался в автомобили. Компания Horex противостоять жестокой реальности не смогла: в 1960 году завод отошел к Daimler-Benz, а права на марку заполучил Фридль Мюнх, работавший до самой ликвидации Horex в его гоночном отделении.
Первый раз марка всплыла в 1967 году в странном союзе с Indian - Мюнх заполучил в партнеры американского предпринимателя и мотоэнтузиаста Флойда Клаймера. К сожалению, дальше прототипов дело не пошло. А через 10 лет Мюнх умудрился потерять права на собственное имя и со старым соратником Роландом Витцелем основал новую компанию - Horex Motorrad GmbH. Мотоцикл старые друзья создали обалденный: турбонаддув, впрыск топлива, 143 л. с.! Беда лишь в том, что покупателей на него нашлось лишь три (3!) человека.
И тогда Мюнх продал право на использование марки Horex торговцу 2-колесной техникой Фрицу Роту. Тот вытворял с логотипом самые невероятные фокусы, вплоть до того, что под этой маркой сбывал в Германии итальянские мопеды Villa и Testi. Но самый умопомрачительный его пердимонокль - предназначенный для японского рынка спортбайк Horex 644 Osca с мотором от Honda Dominator, сконструированный "хондовским" инженером Кадзуо Сасаки и построенный в 1991 году японской компанией CK Design в количестве 100 экземпляров. Вдоволь наигравшись в возрождение, Фриц Рот в конце концов продал права на Horex немецкому импортеру Bajaj. Ну что тут сказать! "Хинди-Дойчлянд - пхай-пхай!"
Чуда не произошло: мотообщественность так и не прочувствовала, что легендарный Horex жив.
Мотоциклы конструкции инженера Ярослава Франтишека Коха пользовались заслуженной популярностью в довоенной Чехословакии. Они выпускались в 20-х - 30-х годах под марками J.F.K. (не угадали: это инициалы Коха, а не президента Джона Фитцжеральда Кеннеди), BD, Praga-BD, Praga и собственно Koch.
В 1996 году новые владельцы концерна CKD-Praga приняли решение создать мотоциклетное отделение и возродить марку Praga. Оригинальный мотоцикл двойного назначения разработан с помощью специалистов Jawa. Сегодня модельный ряд Praga состоит из мотоциклов кроссовых (серия СD) и двойного назначения (ED) с моторами объемом 250, 430 и 610 смз. В них комплектующие лучших мировых производителей, что обеспечивает достойное для современного рынка качество, а следовательно, неплохой экспорт. Как показатель: Praga успешно продаются в избалованной, кичливой Англии.
|