Меня, как мотоциклиста чисто рационального склада, которому абсолютно чужды мало-мальские понты, всегда мучил вопрос: Чем так привлекательны мотоциклы Harley-Davidson?. Только своей легендарностью и крутым имиджем? Или все же есть в них и какое-то рациональное звено? Возможность получить ответы хотя бы на часть вопросов подобного плана мне выпала после знакомства с юбилейной версией H.-D. Sportster 883 Custom, выпущенной в 2003-м году к столетию марки.
Ну что сказать об этом эксклюзивном экземпляре, забредшем волею судеб на территорию рідної неньки прямо с просторов штата Висконсин?
В нем легко угадываются черты классического bobber: куцый зад, небольшой прямой бак, свободный от приборов, а также прямой и неширокий руль. Значимым, а также несколько выдающимся (и в прямом, и в переносном смысле) элементом мотоцикла является силовая связка мотор-КПП. Значимость ее в том, что размеры силового агрегата относительно всего мотоцикла весьма внушительны, и это обстоятельство играет мотоциклу на руку: при относительно скромном объеме (движок 883см3 — младший в гамме) двигатель выглядит очень взросло. А вот отстоящая отдельно немаленькая коробка передач традиционно выдается вбок. Отдельный цилиндр спидометра и круглая фара довершают лаконичность облика этого юбиляра. Посадка — тоже классика стиля: прямая, с выставленными вперед ногами. Водитель сидит на очень удобном сидении, а вот пассажирке придется довольствоваться более скромным вариантом «подушки для попы». Следует отметить, что правый профиль этого Harley существенно богаче левого. Здесь своим блеском взгляд привлекают две выхлопные трубы и овальная крышка воздушного фильтра, а вот слева картинку портит черный прямоугольник аккумулятора.
Но в целом все очень неплохо: и волки сыты, и овцы целы. То есть, и каноны стиля соблюдены, и функциональность сильно не пострадала. Пора попробовать юбиляра на ходу.
Ключ долго искать не придется — он торчит из замка зажигания, расположенного справа на раме, между фарой и бензобаком. К тому же, этот ключ, кроме зажигания, ни за что больше не отвечает. То есть, он не блокирует руль на стоянке. Для этого заботливые американцы предлагают… блокировать его навесным замочком, продевая его дужку в соответствующие петли!!! С функциональностью такого решения можно (и нужно) спорить, а вот в оригинальности H.-D. отказать сложно!
Стартер коротко жужжит, и тут же из двух выхлопных раздается тот утробный звук настоящего V-твина, который, вероятно, и выполняет роль дудочки Нильса для фанатов, вереницей идущих в кильватере H.-D.
Вот это вибромассажер!!! Даже с плохим зрением легко можно увидеть, как подпрыгивает переднее колесо байка при работе мотора на холостых оборотах, а если немного поддать газу, то можно и самому немного попрыгать вместе с мотоциклом, вкушая неповторимые харлеевские вибрации. Да-а-а…
Пока все уникально и неповторимо, посмотрим, что будет дальше.
Выжимаю умеренно тугой рычаг сцепления, включаю первую передачу. Нет, это звучит слишком обыденно, точнее будет описать процесс вот так: Давить на лапку КПП приходится с заметным усилием, и… о, трепещите, японцы! В ответ я получаю не какой-то там никому не слышный и невнятный цок!, а сочный, оглашающий окрестности Хр-р-р-клац! — все, можно ехать.
Тяга у мотора очень достойная, можно представить, как будет рвать с места старший брат, объемом 1200 см3! Но разогнаться — это полдела. Хотя говорят, что тормоза придумали трусы, но и смелых я вокруг что-то не вижу, все тормозят. Sportster тоже умеет это делать. Причем, задний тормоз, как и положено в классе, стоит не для мебели, а весьма эффективно работает. Эффективность переднего я бы оценил, как достаточную.
Приближаюсь к повороту… Что это!? Никакие правильные телодвижения не действуют на легенду американской мотоиндустрии, он ни в какую не хочет наклоняться, норовя проскочить прямо! Только существенный поворот руля и принудительное затаскивание этого строптивого в нужную траекторию дают результат. Не соскучишься! Можно забыть о быстрых поворотах. Для Харли их просто не существует. У меня сложилось мнение, что, садясь на H.-D., вообще следует забыть о спешке и суете. Все без исключения должно происходить плавно и степенно — стиль обязывает! После всего изложенного как-то неловко говорить о работе подвесок или общем комфорте, но… рубрика обязывает. Удивительно, но Sportster не показался мне дубовым. Да, зад несколько жестковат, но не более, чем у любого другого японского одноклассника. Вилка тоже вполне прилично справляется со своими обязанностями, амортизируя даже видимые бугры, совсем не гуляет, только это все равно не позволит вам свободно перемещаться между рядами автомобилей.
Было страшно, но на длинной прямой удалось разогнать мотоцикл до скорости 170 км/ч, хотя уже после 130-ти встречный поток становится столь жестким и неприятным, что дальнейшее открытие дроссельных заслонок возможно только усилием воли.
Наверное, необходимо очень сильно любить фирму Harley-Davidson, ее историю, традиции, а также верить в ее исключительность и легендарность, чтобы покупать и каждый день ездить на ее классических мотоциклах (ничего не скажу про модерн, не пробовал). С моей, рациональной точки зрения, это равно подвигу.
Ну вот, собственно, и все. И хотя мы расстались с сэром Harley-Davidson Sportster 883 custom без сожаления друг о друге, но, надеюсь, что с взаимным уважением. Я — к его родословной и прямому характеру, а он — к моему упорству постичь его.
Автор: Валера ДРАЙВ
Фото: автора