|
Спортивно-туристический гидроцикл/2012 г./443 кг/1494 см³/260 л.с./929 000 руб. Представьте себе: вытянутый, льнущий к асфальту силуэт, длинный капот, под которым прячется благородный V8 внушительного объема. Кожаные кресла, отделка деревом, богатая «музыка», крошечный багажник и всего два места. При этом все это очень бодро едет и стоит непомерных денег. Автомобиль класса Gran Turismo создан для того, чтобы с ветерком и благородным рыком «летать» по извилистым дорожкам океанского побережья где-нибудь близ Ниццы. А теперь представьте все то же самое, и «летать» оно рождено вдоль того же побережья, но только с другой стороны береговой линии — по воде. Это он, аквабайк класса GT! Кто практиковал прыжки в воду с вышки, тумбочки, тарзанки или просто с разбегу, прекрасно знает, что вода вовсе никакая не мягкая и что отбить себе разные части тела можно на раз. Поверхностное натяжение и плотность жидкости делают свое дело. Не понаслышке знакомы с этими замечательными физическими характеристиками «дигидрогена кислорода» и те, кто пользует моторные лодки и катера. На хорошей скорости идти против волны — удовольствие не из приятных. Потроха вытряхивает не хуже, чем в кузове самосвала, едущего по грейдеру. Гидроцикл — тоже катер, только маленький и мощный. Так что на волне на нем трясет еще хлестче, чем на моторке. Ладно, если просто выехал прокатиться, это даже прикольно — попрыгать по волнам, как следует промокнуть. Но что если расстояния, которые приходится преодолевать, переваливают хотя бы за пару-тройку десятков километров? Решение, вроде бы, лежит на поверхности: нужна подвеска. Но когда пытаешься совместить два понятия, судно и подвеску, довольно легко зайти в тупик. Если с катером или моторкой это сделать действительно сложновато, то в случае с аквабайком все оказывается вполне реально. Инженеры BRP блестяще это доказали на практике. Аппарат с длинным названием Sea-Doo RXT-X AS 260 RS — один из топовых гидроциклов компании. Полуторалитровый турбомотор, выдающий совершено безумные 260 лошадиных сил (задумайтесь, это чуть более чем на полтонны снаряженной массы!), водомет, куча электронных примочек, ну и, конечно, главная изюминка аквабайка — подвеска. Дабы радикально улучшить уровень комфорта, вся, так сказать, обитаемая часть гидрика — сиденье, платформы для ног и рулевая колонка — установлены в «несущий», основной корпус не жестко, а подвешены на полностью регулируемых амортизаторах FOX. То есть, иными словами, все части аппарата, с которыми контактируют пилот и пассажиры (гидрик трехместный), — не имеют жесткой связи с корпусом. Все удары о волны достаются несущему корпусу, а седокам передается лишь легкое покачивание. «Регулируемость» подвески — тоже вещь не праздная. Одно дело, в седле только пилот, который, к примеру, участвует в гонках на аквабайках или просто в удовольствие выкручивает какие-нибудь трюки, и совсем другое, когда на «борту» трое и какой-нибудь груз в рундуках. При настройке «под одного» подвеску будет просто пробивать. Ни о каком комфорте говорить уже не придется. А вот сам процесс регулировки осуществляется довольно легко: под прозрачным колпаком, расположенным между коленей пилота, находится расширительный бачок амортизатора с привычными многим мотоциклистам «крутилками» предварительного поджатия пружины и отбоя. На практике вся эта конструкция ведет себя более чем интересно. Поскольку аквабайк имеет некоторый туристический и морской уклон, корпус судна выполнен довольно глубоким. С учетом внушительной массы, аппарат сидит в воде довольно глубоко, по аквабайковским меркам, естественно. Ступаешь «на борт» и чувствуешь, как подножка, вместе с сиденьем и рулевой колонкой, немного подается вниз, принимая в свои объятия. Ощущение, что садишься «в гидроцикл», а не «на него». Глубокое сиденье, довольно низко расположенный руль (самое то, чтобы долго ехать в сидячем положении, не чувствуя усталости рук), высокие «борта». В общем, все заточено под то, чтобы долго-долго «пилить» вдоль побережья, не сильно обращая внимание на волны, будь то Волга, Байкал или Средиземное море. Самое интересное происходит при наборе скорости. Я не зря упомянул о довольно большой осадке гидроцикла. Мощный двигатель почти мгновенно выталкивает аппарат на глиссирование. Вот только и без того довольно высокий аппарат как будто вырастает из воды на добрых два десятка сантиметров, а то и больше. Ощущаешь себя одним и тех тридцати трех богатырей, которые неумолимо и мощно поднимаются из морских глубин. От неожиданности в первые заезды даже возникает некоторое чувство боязни высоты: «Эээ, куда? Взлетаем?». Но ощущение излишней «возвышенности над уровнем моря» быстро проходит и остается только наслаждение от «полета» над волнами. Подвеска настолько качественно переваривает мелкую дрожь от мелкой ряби и «битье» по волнам, что назвать это ощущение «идем под мотором» язык не поворачивается. Подвеска настолько энергоемка, что, даже выпрыгивая над водой на добрый метр с волны, поднимаемой катером, можно не привставать на подножках. Просто плюхаешься обратно в воду, как в вату, и летишь дальше. Подобный «лентяйский» эксперимент не простил бы ни один другой, бесподвесочный гидрик: травма позвоночника и синяк на попе обеспечены. Возвращаясь к «полетам», нельзя не остановиться на двигателе. Рядная четырехтактная впрысковая «тройка» оборудована турбонагнетателем с интеркулером. Мощность, которую выдает этот агрегат, больше подошла бы большому восьмиместному прогулочному катеру, нежели такому «плавсредству», как аквабайк. Двести шестьдесят лошадиных сил! Два подвесных мотора по 130 «сил» на транце какого-нибудь десятиметрового алюминиевого катера, напичканного кожаными креслами, тентом, запасом воды, аккумуляторами, музыкой, спасательным снаряжением и прочим обычным водным барахлом — это уже сурово, а здесь — 0,58 л.с. на килограмм «сухой» массы. Ракета, не иначе! В режиме «Sport», когда мотор работает с полной отдачей, гидрик разгоняется до «сотни» так, что позавидовали бы иные спортбайки, не говоря уже о спорткарах! Кстати, для любителей точных цифр, бортовой инфоцентр умеет отображать значение G — то есть перегрузок. По умолчанию, в целях безопасности, при каждом запуске двигателя он переключается в режим «Eсо». В нем двигатель хоть и развивает полную мощность, но делает это очень плавно. Как ни дави на «гашетку» (которая, кстати, выполнена в форме «курка», наподобие велосипедного тормоза), а гидрик будет разгоняться бодро, но плавно. Но стоит нажать на кнопку на рулевом пульте, на приборке загорится символ «Sport», и вот тогда лучше с газом обращаться деликатно. Ну или очень крепко держаться за руль. Остаться на месте после бодрого старта гидрика ничего не стоит! Естественно, если не полениться и пристегнуть к спасжилету чеку-отрыв, аппарат не умчится вдаль даже после внезапного «аварийного» покидания судна. В «отрыве», кстати, встроен чип иммобилайзера. Так что можно не бояться потерять гидрик не только во время излишне резких маневров, но и оставив его у причала. Без «родного» электронного ключа аппарат не заведется. Есть в комплекте и специальный «учебный» ключ, при использовании которого двигатель не развивает полной мощности. Очень полезная мулька для обучения начинающих и случаев «дай прокатиться». Несмотря на всю свою туристическую направленность и комфорт, RXT-X не лишен спортивных амбиций. Ссаживаем пассажиров, зажимаем подвеску, поднимаем регулируемый (!) руль в максимально высокое положение, чтобы было удобнее управлять аппаратом стоя, и погнали! С «зажатой» гидравликой и одним седоком аппарат ведет себя почти как «классически» бесподвесочный гидрик. А значит, контроль будет полнее и точнее. Реданный (ступенчатый) корпус создает разрежение между днищем и поверхностью воды, как бы приклеивая к ней судно. За стабильность в «критических», если их так можно назвать, режимах движения, отвечают носовые стабилизаторы и кормовые спонсоны. Накладки Г-образной формы, укрепленные на бортах чуть выше ватерлинии. Первые способствуют стабилизации по «тангажу», то есть продольной раскачки при движении по высокой волне, и препятствуют зарыванию носа в волну. Спонсоны, даром что имеют сходную конструкцию, несут совсем иную функцию. Они отвечают за стабилизацию аппарата в кренах. В виражах гидрик спонсоном как коньком цепляется за воду и прописывает на нем ровную дугу. При этом еще и ограничивая наклон судна. Можно смело вваливаться в довольно крутые виражи на очень высокой скорости, не боясь оверкиля. Главное — делать это плавно. В общем, гоняться на таком аппарате в серьезных гонках, конечно, не получится, масса (а значит, и инертность) великовата, но как следует вжечь в собственное удовольствие или поучаствовать в каких-нибудь любительских дружеских гонках — милое дело! Естественно, аппарат подобного класса не может обходиться без всякого рода фенечек, маленьких приятных для владельца «мулек» и удобств. RXT-X — это действительно водный Grand Tourismo! Чего стоит один бортовой инфоцентр! На первый взгляд, — два обычных «будильника» и небольшой экран между ними. Однако прибор способен выдавать 32 параметра. От скорости (на основании GPS данных) до уровня топлива в баке, от значения остатка пробега на запасе бензина (в минутах или километрах) до ускорения G, от показаний компаса до средней скорости и оборотов двигателя. В общем, придумать что-то, чего бы этот прибор не мог показать, наверное, невозможно. В носовой части аппарата имеется довольно вместительный условно непромокаемый рундук. В него влезет добрых размеров рюкзак, не туристический, естественно, а средних размеров городской или штурмовой. Ну или ящика полтора пива. Кстати, ниша тоже находится в «подрессоренном» пространстве, так что можно не бояться за сохранность хрупкого — фотоаппаратов, видеокамер или все того же «жидкого топлива» для команды. Я не зря оговорился про условную гидрозащиту, хоть откровенных луж после теста мы там не обнаружили, но все же, лучше упаковать все в непромокаемую тару — гермомешки. Разумеется, аппарат оборудован фирменными системами управления. VTS — система изменяемого угла струи водомета в вертикальной плоскости, которая здорово расширяет способности гидрика. Опуская струю вниз, можно догрузить «морду», улучшив стабильность на прямых, поднимая вверх — заметно улучшить маневренность, особенно на больших скоростях, когда струя доворачивает аппарат, находящийся в наклоне. И система iBR — интеллектуальная система торможения и реверса. За водометом установлена ковшеобразная железяка, способная вращаться вокруг сопла на 180 градусов. В нейтральном положении заслонка опущена на 90 градусов и отражает струю из сопла водомета строго вниз, таким образом гасится паразитное движение гидрика вперед даже на самых малых оборотах. Стоит коснуться курка газа, заслонка поднимается вверх, освобождая путь реактивной струе, и аквабайк начинает движение вперед, но стоит нажать на «тормоз» — ручку управления iBR, — как заслонка опускается до конца вниз. Отражая струю по ходу движения и создавая таким образом обратную тягу, останавливая гидрик. Хоть и нет на RTX-X кожаного салона, музыки Bang & Olufsen, климат-контроля и панелей из карельской березы, но этот аппарат действительно заслуживает звания Gran Turismo. Быстрый, мощный, послушный, битком набитый высокими технологиями и... очень дорогой. Благодарим компанию «Rosan» за организацию теста.
|