|
Любой проект Алексея Юлле – это непрерывный творческий процесс. Может, поэтому у него нет незаконченных работ? Не надо становиться рабом идеи, считает он. Ведь в процессе воплощения идея может кардинально измениться.
Рабочий Подольской швейной фабрики воровал детали, чтобы дома собрать швейную машинку. Но, как он ни старался, получался только автомат Калашникова… (советский анекдот)
«Когда я задумывал этот аппарат, – рассказывает Алексей, – я не подозревал, что получится то, что получилось». Изначально он видел его как прогулочный вариант для двоих, решивших неспешно прокатиться по песчаному пляжу, насладиться легким морским бризом, полюбоваться закатом… Как получилось, что «фанни-кар» превратился в монстра? Алексей считает, что сработала энергетика места. Нарва, его родной город, во все века была камнем преткновения, за более чем 800-летнюю историю поменяла много хозяев. Датчане, шведы, русские, немцы… Стены нарвского замка, пропитанные порохом и кровью, не позволили создать увеселительную машинку. Пляжный дух был изгнан духом войны.
«Задача должна быть сложной, чтобы увлечь на все время проекта», – считает Алексей. Он принципиально отошел от классической мотосхемы «один за другим», взяв за основу прогулочный катамаран, где двое сидят бок о бок.
У него под рукой были отлично подходившие под проект агрегаты. Во-первых, пожилой двигатель «Иж-350» от инвалидной мотоколяски с принудительным охлаждением и электростартером. «У длинноходного мотора большой крутящий момент на низах, – поясняет Алексей. – Трайк тяжелее обычного мотоцикла, и тяга на низах очень важна. К тому же это не спортивный болид, и для неспешных прогулок спокойный тяговитый мотор идеально подходит. А звук-то какой! Тых-тых-тых!» Во-вторых, задний редуктор от грузового мотороллера «Муравей» с реверсом – у машины четыре передние передачи и четыре задние.
Под эти агрегаты он сконструировал оригинальную раму из водопроводных труб, по обыкновению стараясь не использовать традиционные решения. Основная часть конструкции дуплексная, в задней части переходящая в «ферму», а спереди горизонтальный элемент для крепления вилки. Хотя назвать передний узел вилкой можно лишь с натяжкой. Скорее он похож на маятник с поворотным креплением колеса. Рулевой механизм предельно прост – это поворотный редуктор, непосредственно к которому крепится руль, а от него идет тяга на колесо. «Это не только прихоть художника, – поясняет Алексей, – но и соответствие задумке, где водитель сидит сбоку и классическая мотовилка уже не подходит». Эргономика рычагов управления привычная, автомобильная: три педали и рычаг с тягой на КП.
Амортизаторы от «Муравья» достаточно слабенькие, поэтому на каждое колесо установлено по две штуки. Задние усилены ижевскими пружинами.
Обод колеса и резина от ATV, а ступицы, как и доработанные рычаги, от «Муравья». Также сзади сохранились мотороллерные тормоза, но усиленные, а спереди дисковый, вынесенный вбок из-за отсутствия места. Для синхронизации такой смешанной системы, завязанной на одной педали, Алексей сделал специальное регулировочное устройство. Тормозной шланг спрятан в вилку и проходит через полую ось переднего колеса.
Машина не предназначена для дорог общего пользования, поэтому электроприборов по минимуму – фара и задний фонарь.
«Когда аппарат помимо моего желания стал приобретать военные формы, – рассказывает Алексей, – начали приходить соответствующие идеи. Одна из них – сиденья. Я профессионал в эргономике, и одна из специализаций как раз сиденья. Пробовал разные варианты, но что-то в образе сразу терялось. Вновь абстрагировался от привычных схем и… Резина! Мягкая, прочная, не мокнет, не лопается, сама по себе амортизирует. Взял куски спортивных покрышек и натянул на железные опоры». Крепление сидений по типу велосипедных, то есть их можно регулировать по высоте и вращать вокруг оси.
«И вот когда аппарат был уже почти собран и настала пора отдавать его в покраску, у меня в голове будто щелкнуло: никакого пляжа! Купил матовую зеленую краску вместо планировавшихся белой и желтой – и все встало на свои места». Дальше Алексей лишь дополнял образ милитари отдельными деталями типа ключа зажигания из гильзы. Ну и как последний штрих – пулемет. Так родился приземистый зеленый монстр Dranduletto Militar.
«Но с военной техникой не все так просто, – многозначительно замечает Алексей. – Через неделю после окончания проекта начался конфликт в Осетии…»
«В техническом творчестве, как в путешествии, меня привлекают те дороги, по которым никто не ездил. Повторяться неинтересно».
«Сам по себе мотоцикл – это не свобода. Сравни шкалу спидометра с нашими дорогами и знаками. Свобода – она внутри. А мотоцикл лишь средство для ее реализации».
Dranduletto Militar | Постройка | Алексей Юлле (Эстония/Финляндия) | СПЕЦИФИКАЦИЯ | Силовой агрегат | Иж-350 от инвалидной мотоколяски (350 см³), принудительное воздушное охлаждение, электростартер (дублирован кикстартером). Карбюратор «К-65». Редуктор от грузового мотороллера «Муравей» с реверсом. Выхлопная система из автомобильного глушителя («Форд»). | Шасси | Рама оригинальной конструкции. Амортизаторы, ступицы, тормоза и рычаги подвески от мотороллера «Муравей». | Обода и резина | От ATV, передняя – Kings Tire 21x9–10, задняя – Duro 21x7–10. | Прочее | Рулевой поворотный редуктор и тяга от «Москвича». | ОБЩИЕ ДАННЫЕ | Масса | 280 кг | Колесная база | 1500 мм | Дорожный просвет | 170 мм | Ширина | 1200 мм | Высота по рулю | 900 мм |
|
|