В ближайшие выходные, 2-4 октября, в Португалии на треке Эшторил пройдет очередной, уже четырнадцатый по счету этап Чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам
MotoGP.
Всего, напомним, в этом году чемпионат состоит из 17 этапов – после Португалии пилотам останется пройти всего три этапа – гонки в Австралии (Филип Айленд), Малайзии (Сепанг) и Испании (Валенсия).
На Гран-при Португалии в состав пилотов "королевского" класса возвращается австралиец Кейси Стоунер (Casey Stoner) из команды
Ducati Marlboro, который должен вернуться со свежими силами после длительного перерыва – он пропустил три гонки подряд, из-за необходимости поправить пошатнувшееся, видимо, из-за нервного перенапряжения здоровье.
Напомним, в последнем Гран-при, который был разыгран в Сан-Марино уже месяц назад, победу одержал лидер текущего зачета, многократный чемпион
MotoGP, самый легендарный участник чемпионата 30-летний итальянец Валентино Росси (Valentino Rossi) из команды Fiat
Yamaha, вторым к финишу пришел его сильный соперник и одновременно напарник по команде 22-летний испанец Хорхе Лоренсо (Jorge Lorenzo), а третьим стал пилот команды Repsol
Honda 23-летний испанец Дани Педроса (Dani Pedrosa).
В преддверии португальского этапа большинство фанатов верят в победу в Эшториле Валентино Росси – на него ставят из расчета 2,1 к 1. Большими также считаются шансы на победу Хорхе Лоренсо, Дани Педросы и Кейси Стоунера – 3,2 к 1, 4,5 к 1 и 6 к 1 соответственно. Что касается остальных пилотов, то их шансы на победу в Гран-при Португалии оцениваются азартными фанатами следующим образом: Андреа Довизиозо – 30 к 1, Колин Эдвардс и Ники Хэйден – 66 к 1, Тони Элиас, Рэнди де Пунье, Алекс де Анджелис и Лорис Капиросси – 100 к 1, Марко Меландри и Мика Каллио – 150 к 1, Крис Вермюлен – 200 к 1, Джеймс Тоузленд – 300 к 1, Никколо Канепа и Габор Талмаши – 750 к 1.
Сейчас ситуация в чемпионате складывается следующим образом: Валентино Росси сохраняет свое лидерство в общем зачете, он опережает своего ближайшего преследователя (это испанец Хорхе Лоренсо) на 30 очков. Больше ста очков в своем активе по итогам 13 прошедших гонок имеют также испанец Дани Педроса, австралиец Кейси Стоунер, итальянец Андреа Довизиозо и американец Колин Эдвардс.
Результаты по итогам 13 гонок: 1. Валентино Росси (Valentino Rossi), #46, Италия, Fiat
Yamaha Team,
Yamaha –
237 2. Хорхе Лоренсо (Jorge Lorenzo), #99, Испания, Fiat
Yamaha Team,
Yamaha –
207 3. Дани Педроса (Dani Pedrosa), #3, Испания, Repsol
Honda Team,
Honda –
157 4. Кейси Стоунер (Casey Stoner), #27, Австралия,
Ducati Marlboro Team -
150 5. Андреа Довизиозо (Andrea Dovizioso), #4, Италия, Repsol
Honda Team,
Honda –
133 6. Колин Эдвардс (Colin Edwards), #5, США, Monster
Yamaha Tech3,
Yamaha –
123 7. Лорис Капиросси (Loris Capirossi), #65, Италия, Rizla
Suzuki MotoGP,
Suzuki –
97 8. Алекс де Анджелис (Alex de Angelis), #15, Сан-Марино, San Carlo
Honda Gresini,
Honda –
88 9. Рэнди де Пунье (Randy de Pugniet), #14, Франция, LCR
Honda MotoGP,
Honda –
88 10. Марко Меландри (Marco Melandri), #33, Италия, Hayate Racing Team,
Kawasaki –
87 11. Крис Вермюлен (Chris Vermeulen), #7, Австралия, Rizla
Suzuki MotoGP,
Suzuki –
84 12. Тони Элиас (Toni Elias), #24, Испания, San Carlo
Honda Gresini,
Honda –
80 13. Джеймс Тоузленд (James Toseland), #52, Великобритания, Monster
Yamaha Tech3,
Yamaha –
78 14. Ники Хэйден (Nicky Hayden), #69, США,
Ducati Marlboro Team –
73 15. Мика Каллио (Mika Kallio), #36, Финляндия, Pramac Racing,
Ducati –
51 16. Никколо Канепа (Niccolo Canepa), #88, Италия, Pramac Racing,
Ducati -
35 17. Сете Жибернау (Sete Gibernau), #59, Испания, Grupo Francisco Hernando,
Ducati –
12 18. Габор Талмаши (Gabor Talmacsi), #41, Венгрия, Scot Racing Team
MotoGP –
12 19. Юки Такахаси (Yuki Takahashi), #72, Япония, Scot Racing Team
MotoGP,
Honda –
9 20. Алеикс Эспаргаро (Aleix Espargaro), #44, Испания, Pramac Racing,
Ducati -
8 Командный зачет: 1. Fiat
Yamaha Team -
444 3. Repsol
Honda Team –
290 2.
Ducati Marlboro Team –
240 4. Monster
Yamaha Tech3 –
201 5. Rizla
Suzuki MotoGP –
181 6. San Carlo
Honda Gresini –
168 7. LCR
Honda MotoGP –
88 8. Hayate Racing Team –
87 9. Pramac Racing –
77 10. Scot Racing Team
MotoGP -
21 11. Grupo Francisco Hernando –
12 Кубок конструкторов: 1.
Yamaha –
305 2.
Honda –
220 3.
Ducati -
191 4.
Suzuki –
120 5.
Kawasaki –
87 Всего в чемпионате в этом году изначально было 18 пилотов в "королевском" классе. Итальянцев – 5, испанцев – 4, австралийцев – 2, американцев – 2, француз – 1, финн – 1, японец – 1, британец – 1, сан-маринец - 1. Начиная с этапа в Каталонии (Испания) – шестой этап сезона 2009 года – к пилотам основного состава присоединился венгр Габор Талмаши (Gabor Talmacsi), который под номером "41" стал выступать от имени команды Scot Racing Team
MotoGP на мотоцикле
Honda вместе с японцем Юки Такахаси. При этом начиная с восьмого этапа (Гран-при США) Такахаси выбыл из чемпионата. А начиная с девятого этапа выбыл и испанец Сете Жибернау, команда которого (Grupo Francisco Hernando) приняла решение завязать с проектом в
MotoGP по финансовым соображениям. В итоге на данный момент в премьер-классе осталось только 17 гонщиков – пять итальянцев, три испанца, два австралийца, два американца, один француз, один финн, один британец, один сан-маринец и один венгр. Что касается мотоциклов, то из 17 пилотов шесть ездят на
Honda, четыре – на
Ducati, четыре – на
Yamaha, два – на
Suzuki и один – на
Kawasaki.
На данный момент (по итогам 13 этапов) достижения участников чемпионата выглядят следующим образом: у Кейси Стоунера на счету 2 победы, три 3 места, три 4, одно 5, одно 14 и три пропущенных гонки; у Хорхе Лоренсо 3 победы, пять 2 мест, два 3 и три финиша без очков; у Валентино Росси - 6 побед, три 2 места, одно 3, одно 5 и два финиша без очков; у Дани Педросы одна победа, два 2 места, четыре 3, одно 6, одно 9, одно 10, одно 11 и два финиша без очков; у Андреа Довизиозо одна победа, два 3 места, четыре 4, два 5, одно 8 и три финиша без очков; у Марко Меландри одно 2 место, одно 5, одно 6, два 7, одно 8, одно 10, два 11, два 14 и два финиша без очков; у Колина Эдвардса одно 2 место, два 4, одно 5, одно 6, пять 7, одно 9, одно 12 и один финиш без очков; у Лориса Капиросси четыре 5 места, одно 6, два 7, одно 8, одно 9, два 11 и два финиша без очков; у Криса Вермюлена одно 5 место, одно 6, одно 7, одно 8, одно 9, три 10, три 11 и два 13; у Рэнди де Пунье одно 3 место, одно 4, одно 7, два 8, одно 9, два 10, одно 11, два 12, одно 14 и один финиш без очков; у Джеймса Тоузленда три 6 места, одно 7, три 9, два 10, два 13 и два финиша без очков; у Тони Элиаса одно 3 место, три 6, три 9, одно 10, одно 12, одно 14, одно 15 и два финиша без очков; у Алекса де Анджелиса одно 2 место, одно 4, одно 5, одно 6, одно 8, одно 10, два 11, одно 12, одно 13, одно 14, одно 15 и один финиш без очков; у Мики Каллио одно 7 место, три 8, одно 9, одно 10, одно 13, одно 14, четыре финиша без очков и одна пропущенная гонка; у Ники Хэйдена одно 3 место, одно 5, одно 6, два 8, одно 10, три 11, два 15 и два финиша без очков; у Никколо Канепы одно 8 место, одно 9, три 12, одно 13, два 14, одно 15 и четыре финиша без очков.
У венгра Габора Талмаши – одно 12 место, одно 13, два 14, одно 15 и три финиша без очков (всего он участвовал в семи гонках).
Что касается еще двух пилотов, которые уже выбыли из чемпионата, то у испанца Сете Жибернау одно 11 место, два 13, одно 15, два финиша без очков и две пропущенные гонки (а всего он участвовал в восьми этапах); у японца Юки Такахаси одно 12 место, одно 13, два 15 и три финиша без очков (отметим, что он участвовал в семи гонках, а начиная с 8 этапа перестал участвовать в чемпионате).
Самый молодой участник "королевского" класса
MotoGP в этом году – новичок этого года итальянец Никколо Канепа (Niccolo Canepa), выступающий за команду Pramac Racing на
Ducati. Ему 21 год. Самый же великовозрастный пилот премьер-класса – это ветеран мотогонок итальянец Лорис Капиросси (Loris Capirossi) из Rizla
Suzuki MotoGP, ему 36 лет.
Самый опытный из всех пилотов действующего состава – тоже Лорис Капиросси – на его счету 295 стартов, из них 184 – в премьер-классе. Для сравнения, на счету Валентино Росси – 223 старта, их них 163 в премьер-классе. При этом Росси – самый победоносный участник. На его счету 103 победы в гонках (из низ 77 – в "королевском" классе
MotoGP, 14 в классе 250сс и 12 в классе 125сс). На счету Капиросси – только 29 побед (их них в "королевском" классе – 9, 12 в классе 250сс и 8 в классе 125сс).
По количеству побед в гонках Капиросси до последнего времени шел на одном уровне со значительно более молодым испанцем Дани Педросой (Dani Pedrosa) из Repsol
Honda. У Педросы в активе было тоже 29 побед (их них в "королевском" классе – 6), но после Гран-при США 2009 года у Дани побед стало 30 (из них в «королевском» классе 7). 25 побед в активе к Кейси Стоунера, столько же у Хорхе Лоренсо. К ним по количеству побед в своем активе приближается Марко Меландри (Marco Melandri) – у него их 22 (причем в премьер-классе – 5).
В активе финна Мики Каллио (Mika Kallio), напарника Никколо Канепы по команде Pramac Racing, - 12 побед, правда, в премьер-классе пока ни одной. За испанцем Тони Элиасом (Toni Elias) – 10 побед (их них в "королевском" классе – одна). У итальянца Андреа Довизиозо (Andrea Dovizioso) – 10 выигранных гонок (из них одна в "королевском" классе). У испанца сошедшего с дистанции в
MotoGP-2009 раньше времени Сете Жибернау – 9 побед (все в "королевском" классе), а подиумов – 30. Также девятью выигранными гонками может похвастаться и Габор Талмаши (Gabor Talmacsi), правда все они – в классе 125сс. У Рэнди де Пунье (Randy de Pugniet) из
Honda LCR – 5 побед, все в классе 250 кубиков. За Ники Хэйденом (Nicky Hayden) – всего три победы, зато все – в премьер-классе. По одной выигранной гонке за карьеру – у австралийца Криса Вермюлена (Chris Vermeulen) на
Suzuki и сан-маринца Алекса де Анджелиса (Alex de Angelis) из команды San Carlo
Honda Gresini, причем Вермюлен побеждал в "королевском" классе, а де Анджелис – в классе 250 кубиков. Ни одной победы в своем активе не имеют американец Колин Эдвардс (Colin Edwards) из Monster
Yamaha Tech3, британец Джеймс Тоузленд (James Toseland) из той же команды и уже не раз упомянутый новичок этого сезона Никколо Канепа.
По числу подиумов (во всех классах) первое место держит Росси – 161. Второй Капиросси – 99. Третий Педроса – 75. Четвертый Меландри – 62. Пятый Лоренсо – 54. Шестой Стоунер - 51. Седьмой Довизиозо – 43. Восьмой Элиас – 35. Девятое и десятое места занимают Каллио и де Анджелис – по 33. У Хэйдена 26 подиумов, у Талмаши 25, у де Пунье 24, у Эдвардса 11, у Вермюлена 7. Ни одного подиума в
MotoGP не имеют Джеймс Тоузленд и Никколо Канепа, а также Алеикс Эспаргаро.
Отметим, что в этом году для россиян несомненно представляет интерес и чемпионат
MotoGP в среднем, 250-кубовом классе, где впервые за долгие десятилетия участвует российский спортсмен Владимир Леонов (Vladimir Leonov). Он гоняет на байке
Aprilia за команды Viessmann Kiefer Racing и сейчас имеет в своем активе 8 очков – весьма достойный результат для новичка, проводящего свой первый сезон в
MotoGP.
Всего в основном составе класса 250сс в сезоне
MotoGP-2009 – 24 пилота. Большинство – испанцы (6 человек) и итальянцы (5 человек). Также в чемпионате в среднем классе принимают участие три француза, два чеха, два венгра, два швейцарца, два японца, один американец и один россиянин – Владимир Леонов (Vladimir Leonov), пилот российской команды Vector Racing, выступающий в
MotoGP формально в составе команды Viessmann Kiefer Racing, но защищающий при этом цвета своей российской команды. Что касается мотоциклов, то из 24 пилотов большинство (15) выступают на мотоциклах
Aprilia, еще 7 – на
Honda, и двое – на
Gilera.
Сейчас в классе 250 кубиков в общем зачете лидирует японец Хироси Аояма (Hiroshi Aoyama), #4, гоняющий за команду Scot Racing Team 250cc на
Honda. У него в активе 205 очков. На втором месте идет испанец Альваро Баутиста (Alvaro Bautista), #19, команда Mapfre Aspar Team 250cc, мотоцикл
Aprilia – у него 192 очка. Третьим в турнирной таблице идет итальянец Марко Симончелли (Marco Simoncelli), #58, команда Metis
Gilera, у него 165 очков. Отметим, что с будущего года и Баутиста, и Симончелли переходят в премьер-класс чемпионата. Также стоит отметить, что Марко Симончелли, чемпион прошлого года, уверенно нагоняет лидеров – так, он выиграл три из последних четырех гонок, а в четвертой тоже поднялся на подиум, заняв третье место. Кроме того, на последнем этапе другой шоссейно-кольцевой серии – WSBK – Симончелли попробовал себя и в качестве пилота этой серии. Напомним, что в прошлом году Симончелли показывал такую же тактику – проигрывая в начале чемпионата, он потом собрался и не просто наверстал упущенное, но и обогнал всех конкурентов и стал чемпионом. Возможно, Марко сможет повторить свой триумф и в этот раз.
Португальская трасса им. Фернанду Пиреша да Силвы находится неподалёку от известного курортного городка Эшторил. С 1984 по 1996 года на ней проходили Гран-при Португалии "Формулы-1", а начиная с 2000 года этот автомотодром принимает у себя этапы чемпионата мира
MotoGP.
Гран-при Португалии уже давно традиционно проводится на треке Эшторил (Estoril). Эта трасса расположена на атлантическом побережье Португалии в 28 километрах от Лиссабона. Трасса относится к числу достаточно старых, она была открыта еще в 1972 году, в 2006 подверглась модернизации. Сейчас это одна из самых широких трасс в календаре
MotoGP – ее ширина 14 метров. Зато длиной трек особо не выделяется, он короче испанского Хереса на 241 метр. Длина трассы в Эшториле – 4 128 метров. На треке 9 правых поворотов и 4 левых. Эшторил считается одной из самых сложных и каверзных трасс в
MotoGP – длинные затяжные повороты здесь сочетаются с зонами резкого торможения, ухабистыми прямыми и добавленным в 1994 году сложным S-образным отрезком - шиканой. Несмотря на то, что обычно в этих местах тепло и сухо, по погоде трек в Эшториле считается достаточно непредсказуемым, на нем вполне может неожиданно пойти дождь. Длина прямого участка трассы – 986 метров. Рекорд трассы принадлежит Хорхе Лоренсо и был установлен им в 2008 году – 1:35.715. Гонка в "королевском" классе здесь продолжается 28 кругов или 117,096 км. Гонка в классе 250сс идет 26 кругов или 108,732 км. Гонка в классе 125сс длится 23 круга или 96,186 км.
В прошлом году Гран-при Португалии в премьер-классе выиграл Хорхе Лоренсо, это была его первая победа в "королевском" классе, вторым был Дани Педроса, а третьим Валентино Росси.