Меньше двух месяцев остается до начала нового сезона Чемпионата мира по шоссейно-кольцевым мотогонкам серии
MotoGP. На этот раз сезон обещает быть не только захватывающим в плане собственно гонок, но и весьма сложным в организационном плане – из-за воздействия на мир мотоспорта глобального экономического кризиса. Самые популярные слова – сокращение, экономия, урезание, и т.д.
Так, в этом году, если в ближайшее время не удастся решить вопрос с дополнительными мотоциклами, в соревновании будет принимать участие рекордно низкое число пилотов – всего 17 человек. Такая ситуация сложилась после того, как в самом начале января 2009 года команда
Kawasaki Racing неожиданно объявила о своем полном отказе от участия в серии
MotoGP начиная прямо с этого года. По финансовым соображениям. А также по соображениям рентабельности – из-за того, что в последние годы пилоты
Kawasaki не показывали достойных результатов.
Теоретически, правила Международной мотоциклетной федерации (FIM) для соревнований уровня
MotoGP не допускают, чтобы на старт выходило менее 18 гонщиков. Поэтому ситуация такова – либо за оставшееся время представителям руководства Dorna (компании-владельца коммерческих прав на серию
MotoGP) удастся уговорить
Kawasaki хоть в каком бы то ни было виде сохранить свое участие в серии (наиболее вероятный вариант – предоставить свой мотоцикл Ninja ZX-RR какой-то частной команде), либо найти еще как минимум один мотоцикл где-то на стороне или у оставшихся производителей, либо поменять правила FIM.
А пока руководство решает оргвопросы, пилоты активно готовятся к схватке. Уже позади два из трех запланированных в межсезонье официальных тестов перед началом гоночного сезона – двухдневный тест в испанском Хересе (26-27 ноября 2008г.) и трехдневный тест в малазийском Сепанге (5-7 февраля 2009г.). Результаты этих тестов демонстрируют высокую готовность гонщиков к серьезной схватке.
Так, в тесте в Хересе участвовали четырнадцать пилотов, и лучшие результаты там показали действующий чемпион мира итальянец Валентино Росси (Valentino Rossi), его сильный испанский соперник из команды Repsol
Honda Дани Педроса (Dani Pedrosa) и напарник Росси по команде Fiat
Yamaha испанец Хорхе Лоренсо (Jorge Lorenzo). Оба дня тестов эти три пилота оккупировали первые три строчки итоговой таблицы и не давали никому себя потеснить. Правда, стоит отметить, что в тестах в Хересе по причинам медицинского характера не участвовал чемпион мира 2007 года, очень быстрый австралиец Кейси Стоунер (Casey Stoner) из
Ducati Marlboro. Неплохие результаты в Испании показал и испанец Тони Элиас (Toni Elias), бывший пилот команды-сателлита
Ducati - Team Alice, перешедший с этого года в San Carlo
Honda Gresini. В первый день тестов он был восьмым, отстав от лидера на 2.154 секунды, а во второй день – четвертым, сократив отставание до 1.019 секунды.
А на последнем тесте в Малайзии ситуация сложилась следующим образом. Лучшим по итогам трех дней испытаний стал вернувшийся на трек после перенесенной операции пилот
Ducati Marlboro Кейси Стоунер, второй результат показал чемпион мира Валентино Росси, а третьим неожиданно для многих (и это был один из главных позитивных сюрпризов теста) стал также не принимавший участие в тестах в Испании 2008 года итальянец Лорис Капиросси (Loris Capirossi) на
Suzuki – 35-летний ветеран мотогонок, который вместе с Валентино Росси может похвастаться самой длинной историей своего пребывания в самом престижном чемпионате в сфере мотоспорта из всех ныне гоняющих в
MotoGP пилотов.
Вообще, тест в Сепанге показал, что
Suzuki удалось очень ощутимо улучшить мотоцикл, и обоих пилотов команды – в первую очередь, Капиросси, и во вторую австралийца Криса Вермюлена (Chris Vermeulen) можно считать весьма серьезными соперниками на сезон 2009 года.
Американец Ники Хэйден (Nicky Hayden), который с этого года пересел с
Honda на новый для себя байк
Ducati, пока не демонстрирует выдающихся результатов – по итогам трех дней тестов в Малайзии он был одиннадцатым, отстав от лидера на 1.454 секунды. Не может похвастаться выдающимися результатами и возвращающийся на трек в этом году после двухлетнего перерыва испанец Сете Жибернау (Sete Gibernau), который будет выступать на
Ducati за команду Onde 2000. По итогам сепангского теста он был лишь тринадцатым, отстав от лидера на 1.684 секунды.
Впереди еще один тест – 1-3 марта пилоты в последний раз перед началом чемпионата померяются силами в Катаре на треке Лосэйл, где будут ночные тесты (перед, соответственно, ночной же гонкой). И наконец, на 12 февраля (если все будет хорошо) запланирован розыгрыш первого Гран-при сезона
MotoGP-2009 – Гран-при Катара.
Прежде чем перейти к раскладу сил на новый сезон, напомним, чем закончился предыдущий. Чемпионат 2008 года выиграл именитейший мотогонщик, 30-летний итальянец Валентино Росси из Fiat
Yamaha – это его шестой выигранный титул в "королевском" классе
MotoGP. По итогам сезона Росси набрал 373 очка. Сезон 2008 года состоял из восемнадцати гонок, из них Росси выиграл девять (причем пять побед он одержал подряд). Еще пять раз Валентино финишировал вторым, два раза – третьим, один раз – пятым, и один раз – одиннадцатым. Таким образом, Росси набирал очки по итогам каждой гонки и ни разу не остался за бортом.
Второе место по итогам сезона с 280 очками занял чемпион 2007 года австралиец Кейси Стоунер из
Ducati Marlboro. На счету Кейси Стоунера – шесть побед, три "серебряных" медали, две "бронзовых", одно четвертое, два шестых, одно одиннадцатое места и три финиша без очков.
Бронзовым призером
MotoGP-2009 стал испанец Дани Педроса из Repsol
Honda, который набрал 249 очков. На счету Дани Педросы – два первых места, пять вторых, четыре третьих, два четвертых, одно восьмое, одно пятнадцатое и три финиша без очков.
Четвертое место занял напарник Росси по команде Fiat
Yamaha молодой (самый молодой участник
MotoGP-2008) испанец Хорхе Лоренсо (Jorge Lorenzo). Для него это был первый сезон в "королевском" классе, куда он перешел из среднего 250-кубового класса
MotoGP. На счету Хорхе Лоренсо – одна победа, три вторых места, два третьих, три четвертых, два шестых, одно восьмое, одно десятое и пять финишей без очков.
Стоит отметить, что пилоты ушедшей с 2009 года из
MotoGP команды
Kawasaki в сезоне 2008 года заняли только шестнадцатое и восемнадцатое места.
В кубке конструкторов итоги сезона 2008 года выглядят так: первое место у
Yamaha – 402 очка; на втором месте
Ducati – 321 очко; на третьем месте
Honda – 315 очков; четвертое место у
Suzuki (181 очко) и пятое у
Kawasaki – 88 очков. Напомним, что в кубке конструкторов очки присуждаются только за лучший результат, показанный одним гонщиком на мотоцикле той или иной марки.
В командном зачете первая пятерка 2008 года выглядела следующим образом: впереди Fiat
Yamaha Team (563 очков Лоренсо и Росси), на втором месте Repsol
Honda (404 очка Педросы и Хэйдена), на третьем месте
Ducati Marlboro (331 очко Стоунера и Меландри), на четвертом месте
Yamaha Tech3 (249 очков Тоузленда и Эдвардса), на пятом месте Rizla
Suzuki (248 очков Вермюлена, Капиросси и Спиза). На шестом месте San Carlo
Honda Gresini (189 очков де Анджелиса и Накано). На седьмом месте JiR Scot Team (174 очка Довизиозо). На восьмом месте Team Alice (159 очков Элиаса и Гвинтоли). На девятом месте
Kawasaki Racing (112 очков Хопкинса, Уэста и Хэкинга). На десятом месте
Honda LCR (61 очко де Пунье).
В сезоне
MotoGP-2008 принимали участие 18 пилотов. При этом для четверых из них (Хорхе Лоренсо (Испания), Алекс де Анджелис (Сан-Марино), Джеймс Тоузленд (Великобритания) и Андреа Довизиозо (Италия)) это был их первый сезон в "королевском" классе. По итогам года сильнее всех выступили Лоренсо, который стал четвертым, и Довизиозо, который занял пятое место. Джеймс Тоузленд стал одиннадцатым, а Алекс де Анджелис четырнадцатым.
Из 18 пилотов
MotoGP-2008 15 примут участие и в
MotoGP-2009. Вернее, должны были принять, как это планировалось до известия об уходе
Kawasaki. После этого (и на данный момент) судьба двух гонщиков, долженствовавших защищать цвета
Kawasaki в 2009 году – итальянца Марко Меландри (Marco Melandri) и американца Джона Хопкинса (John Hopkins) – остается неясной.
Три пилота из чемпионата 2008 года покинули серию
MotoGP в 2009 - француз Сильвэйн Гвинтоли (Sylvain Guintoli), который был в Team Alice и ездил на
Ducati, ушел в серию British Superbike; японец Синья Накано (Shinya Nakano), выступавший в San Carlo
Honda Gresini, ушел в серию WSBK; наконец, австралиец Энтони Уэст (Anthony West), который был в
Kawasaki Racing, тоже ушел в WSBK, в класс Supersport.
В то же время взамен троих выбывших бойцов
MotoGP-2009 получает четырех новых пилотов (снова, как и в 2008 году, будет четыре новичка в сезоне). Так, полностью обновился командный состав Team Alice (Pramac Racing) – команды-сателлита производителя
Ducati. Вместо испанца Тони Элиаса, защищавшего цвета Team Alice в 2008 году и ушедшего в San Carlo
Honda Gresini на место Синьи Накано, в Team Alice в 2009 году будет гонять финн Мика Каллио (Mika Kallio), пришедший из класса 250сс. А второго пилота у Team Alice вместо француза Гвинтоли не будет.
Вторую новообразованную команду-сателлита
Ducati под названием Onde 2000 будут составлять два пилота - итальянец Никколо Канепа (Niccolo Canepa), бывший тест-пилот команды
Ducati Racing, который станет самым молодым гонщиком "королевского" класса
MotoGP – ему двадцать лет, и 36-летний испанец Сете Жибернау (Sete Gibernau), возвращающийся в серию
MotoGP после двухлетнего отсутствия, причем эти два года Сете вообще не занимался мотогонками.
Наконец, четвертым новичком сезона
MotoGP-2009 станет пришедший, как и Мика Каллио, из класса 250сс японец Юки Такахаси (Yuki Takahashi). Он будет выступать за команду JiR Scot Team на
Honda вместо итальянца Андреа Довизиозо, ушедшего в Repsol
Honda на место Ники Хэйдена, освободившееся с его уходом в
Ducati.
Предполагалось, что сезон 2009 года будет состоять также как и предыдущий из восемнадцати гонок, только на место Гран-при Китая в Шанхае придет Гран-при Венгрии на Балатонринге. Однако недавно появилась информация, что венгерскую трассу могут не успеть достроить вовремя, поэтому не исключено, что сезон будет сокращен до семнадцати этапов. Открывать чемпионат будет по заложенной в прошлом году традиции ночная гонка в Катаре (трек Лосэйл, 12 апреля), а закрывать – по старой традиции испанский Гран-при Валенсии (8 ноября).